В режиме форсажа. РАН и ОАК активизируют взаимодействие

Бюро Отделения энергетики, машиностроения, механики и процессов управления РАН провело совещание, посвященное развитию новых технологий в отечественном авиастроении. Вместе с учеными Академии наук, Центрального аэрогидродинамического института им. профессора Н.Е.Жуковского и Государственного института авиационных систем (ГосНИИАС) задачи на ближайшие годы обсудили представители крупнейших промышленных предприятий и Министерства промышленности и торговли.

Начало новому этапу сотрудничества авиастроителей и ученых положило соглашение между РАН и Объединенной авиастроительной корпорацией, заключенное в ходе авиасалона МАКС-2013. С тех пор, как сообщил директор Научно-технического центра ОАК Владимир Каргопольцев, авиастроители и ученые вместе занялись развитием примерно двух десятков технологий. Приоритет отдается виртуальному математическому моделированию, проектированию, интеллектуализации конструкций самолета, созданию новых материалов с управляемыми свойствами, разработке новых подходов к построению энергетических систем и переходу к мехатронным системам.
Сформированы совместные рабочие группы специалистов промышленности и ученых РАН по конкретным направлениям. Они регулярно встречаются и обсуждают внедрение разработок как в самой академии, так и непосредственно на производстве. В рамках общего соглашения о сотрудничестве с ОАК компании, входящие в корпорацию, такие как “Сухой”, “Туполев” или “Иркут”, прорабатывают отдельные проекты для новых самолетов.
Как отметил в ходе совещания академик-секретарь Отделения энергетики, машиностроения, механики и процессов управления РАН директор Института теоретической и прикладной электродинамики РАН Андрей Лагарьков, усиление интеграции науки и производства позволит существенно сократить время внедрения инноваций. На превращение какой-либо идеи в конкретную технологию потребуется уже не пять-шесть лет, а два-три года.
Благодаря сотрудничеству наука будет получать дополнительное финансирование для генерации идей, промышленность — реализовывать их. Например, ОАК и Минпромторг вложили более 500 млн рублей в создание новейшего комплекса лабораторий по электродинамике в Москве. Но, что самое важное, благодаря налаженной работе удается либо определять наиболее значимые научные темы и активно их развивать, либо ускорять продвижение действующих проектов.
Например, заместитель директора Института машиноведения им. А.А.Благонравова РАН Юрий Матвиенко рассказал о начатом в этом году совместном проекте по созданию системы мониторинга композиционных материалов при помощи оптических датчиков. Проект реализуется на грант Фонда перспективных исследований совместно с Центром волоконной оптики РАН и Научно-инновационным центром “Институт развития исследований, разработок и трансферта технологий”. В новом оте-чественном лайнере МС-21 доля композиционных материалов превышает треть, оптоволокно, по которому будет передаваться лазерный сигнал, вовремя преду-предит пилота о возникновении повреждения композитной конструкции (например, в результате столкновения с птицей), точно определит время, которое агрегат может эксплуатироваться без ремонта.
Благодаря системе мониторинга на основе оптических датчиков можно добиться сокращения веса конструкции на 15% и повышения безопасности самолета для пассажиров.
В ходе заседания была также отмечена разработка Института проблем химической физики РАН, связанная с созданием новых топливных элементов для беспилотников. В партнерстве с Центральным институтом авиационного моторостроения в ИПХФ созданы топливные элементы нового поколения, продлевающие ресурс работы беспилотного летательного аппарата в небе в два раза — до 40 часов. Сегодня активно обсуждается возможность использования инновационных топливных элементов в автомобилестроении и сотовой связи.
В завершение заседания ученые обсудили наиболее важные направления работ Российской академии наук и авиастроителей на ближайшие годы. Приоритетными темами для совместных разработок станут совершенствование систем управления самолетом, создание новых источников энергии, противообледенительных систем, а также улучшение экологичности и безопасности самолетов для пассажиров.

Сергей РЫБАК
Фото предоставлено пресс-службой ОАК

Нет комментариев