Охота на гигантов

Древние суперхищники могли похищать молодых мамонтов и мастодонтов, и это одна из причин вымирания гигантов плейстоцена, утверждают биологи на основании компьютерного моделирования. Об этом сообщает издание Live Science.

Около миллиона лет назад пещерная гиена могла утаскивать на себе пятилетнего мастодонта, который весил больше тонны, а несколько хищников легко могли расправиться с девятилетним двухтонным мастодонтом. Такая картина предстает на основании новой компьютерной модели, рассчитывающей возможные размеры жертвы, которую способны были схватить древние суперхищники, такие как пещерная гиена или саблезубая кошка, питающиеся исключительно мясом. По результатам моделирования, которые опубликованы в Proceedings of the National Academy of Sciences, получилось, что древние суперхищники — намного более крупные, чем нынешние волки, львы и гиены, — контролировали численность мегатравоядных. “Возможная роль этих крупных плотоядных в поддержании стабильной экосистемы до сих пор была неизвестна”, — сказал в комментарии изданию Live Science руководитель исследования Блэр Ван Валькенбург (Blaire Van Valkenburgh), эволюционный биолог из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (University of California, Los Angeles). Современные крупные травоядные, такие как слоны и белохвостые олени, могут опустошать места своего обитания перевыпасом или выбиванием пастбища. И тогда встает вопрос: что сдерживало этот процесс в эпоху плейстоцена, которая длилась от 1 миллиона до 11 тысяч лет назад? Ведь в то время по Земле бродили куда более крупные растительноядные животные, весом в 800 килограммов и больше, которых называют мегатравоядными.
Как показывают исследования, современным мегатравоядным, например слонам, хищники не угрожают. Однако в прошлом мир хищников был разно­образнее, что предполагает интенсивную конкуренцию между плотоядными, в результате которой, возможно, какие-то из хищников специализировались в охоте на мегатравоядных. Авторы публикации анализировали сведения об ископаемых останках плейстоценовых хищников весом больше 21 кг и воспользовались при этом имеющимися методами оценки размера животного по его первому моляру верхней челюсти. Размеры вымерших мамонтов и мастодонтов определяли с помощью формулы соотношения между высотой в плечах и массой тела. Сопоставив размеры современных хищников и их предпочтительных жертв, ученые вычислили размеры животных, на которых могли охотиться древние хищники, и пришли к выводу, что юные мамонты и мастодонты были легкой добычей суперхищников, особенно если те нападали группами или кланами.