Диктует дефицит. Работодатели вкладываются в подготовку кадров

Подходит к концу последний год реализации проекта “Образовательные кластеры” (в рамках ФЦПРО 2011-2015). Лучшие региональные практики взаимодействия вузов и предприятий были представлены в ходе видеомоста в МИА “Россия сегодня”. Представители университетов Москвы, Санкт-Петербурга, Самары и Казани рассказали, как их университеты готовят специалистов для реального сектора экономики и как участвуют в этом предприятия.

Проректор по стратегическому развитию и практико-ориентированному образованию Финансового университета Роман Булыга подчеркнул, что вопросы трудоустройства требуют большого внимания и думать об этом необходимо уже с первого курса.
— У нас, например, есть список работодателей, на предприятия которых устраиваются наши выпускники, — привел он пример своего вуза. — С этими компаниями заключены соглашения. В их рамках проводятся стажировки и практики. В 2011 году мы пошли дальше — по пути создания базовых кафедр. Поскольку открывать их в банках нет смысла, мы открыли их на базе университета. Мы привлекли в вуз лучших специалистов-практиков для занятий. Они либо проводят внеурочные мастер-классы, либо синхронизируются с образовательным процессом. То есть преподаватели работают со специалистами-практиками, которые приводят примеры, показывая, как теория применяется на предприятии.
Участники встречи говорили о том, что работодатели начали в полной мере осознавать дефицит высококвалифицированных специалистов.
— В последние пять лет отношения предприятий к подготовке кадров поменялось кардинально, — заявил первый проректор Санкт-Петербургского политехнического университета  Петра Великого (СПбПУ) Владимир Глухов. — “Росатом”, “Ростех”, весь аэрокосмический кластер теперь ставят конкретные задачи и позиционируют себя не как потребители кадров: сегодня они хотят пройти всю дорогу по подготовке необходимых им специалистов. “Росатом”, например, выделяет средства на то, чтобы мы объезжали школы и отбирали ребят. Ленинградская область организовала программу отбора абитуриентов, чтобы те поступали на специальности, которые требуются региону.
Базовые кафедры СПбПУ находятся на конкретных предприятиях. Все, по словам проректора, оснащены по последнему слову программного обеспечения. Перед студентами выступают с лекциями и мастер-классами руководители: думая о том, кто придет к ним в будущем работать, они приглядываются уже к первокурсникам.
О сотрудничестве вузов с работодателями рассказал и заместитель заведующего кафедрой технологического предпринимательства МФТИ, научный руководитель пилотного проекта “Межвузовская программа подготовки инженеров в сфере высоких технологий для новой экономики Москвы” Вячеслав Чикин. Программа стартовала в 2014 году по инициативе ЦИР и Фонда инфраструктурных и образовательных программ
Роснано при поддержке Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы. В 2014 году был проведен первый набор студентов из трех университетов-партнеров: МФТИ, НИТУ “МИСиС” и НИЯУ МИФИ. В этом году к тройке добавился еще РАНХиГС.
— Наши студенты очень много времени проводят на производстве, — заметил он. — Научный руководитель со стороны предприятия формирует обязательную программу курсов технического профиля, которую человек должен изучить. Но при этом у нас очень высокая степень гибкости: ребята могут сами дополнить программу и записаться на курсы, которые нужны им, например, для проекта.
Одна из особенностей программы — в ней могут участвовать небольшие высокотехнологичные компании, чей штат не превышает сотни человек. Согласно партнерскому соглашению, организации не обязаны каждый год набирать студентов на практику, а значит, им не нужно выделять много дополнительных рабочих мест.
Пока программа работает только в московских университетах, но сейчас внимание на нее обратили новосибирские вузы. Вероятно, такой формат обучения в магистратуре будет набирать популярность, считает руководитель пилотного проекта.
Под конец встречи эксперты задались философским вопросом: успешный вуз — это тот, который получает заказ на выпускника или чьи выпускники устраиваются на работу после окончания? Почти все участники были единогласны: хорошо, когда есть и то и другое. Но есть и еще один вариант.
— Студенты, оканчивая вузы, не остаются в компаниях, где они проходят практику, потому что компании не могут им предложить то, чего хотят молодые люди, — объяснил Вячеслав Чикин. — Это неплохо. Так и должно было быть. Конечно, мы гордимся, если выпускник устраивается на хорошую работу. Но мы хотим, чтобы он создавал рабочие места, начинал новые проекты. И если он сумеет это сделать, то это и будет главный критерий успеха технического  университета.

Татьяна ЧЕРНОВА

Нет комментариев