Главное — ввязаться? Российские вузы учатся играть по чужим правилам.

Одно из главных конкурентных преимуществ российских университетов — высокий показатель качества образования, но его трудно измерить. У нашей системы высшего образования есть особенность, связанная с историей ее формирования, — профильность множества вузов. По мнению ряда экспертов, эти обстоятельства заметно влияют на расположение российских университетов в мировых рейтингах. Однако их методология меняется, и расширение линейки предметных рейтингов работает на нас. Об этом, а также о динамике продвижения отечественных вузов в международных общих и так называемых побочных рейтингах (предметных в том числе), о перспективах развития ранжирования университетов в целом на днях говорили представители крупнейших рейтинговых агентств, Минобрнауки РФ и ректоры российских университетов: в Москве состоялись сразу два мероприятия с их участием в рамках Проекта 5-100.
На площадке Национального исследовательского технологического университета ­“МИСиС” прошла XIV семинар-конференция по реализации “дорожной карты” повышения конкурентоспособности вузов-участников. Одним из ключевых событий программы стало оглашение результатов предметного рейтинга THE Physical Sciences (физические науки) главным редактором Times Higher Education (THE) Филом Бейти. В ТОП-100 в 2015 году вошли три университета России: выше всех среди наших, на 36-м месте — Национальный исследовательский ядерный университет “МИФИ”, МГУ им. М.В.Ломоносова на 59-й позиции, Новосибирский государственный университет на 86-й. Напомним, что число российских вузов в общем рейтинге THE World University Rankings выросло за год в семь раз. Теперь их всего 13, включая девять представителей Проекта 5-100.
В ходе конференции состоялись мастер-классы, которые провели Фил Бейти, директор по данным и аналитике THE Дункан Росс и старший аналитик по данным THE Ники Хорсмен. Эксперты подтвердили, что наши университеты отличаются высокими показателями не только качества образования, но и доходов от производственной деятельности, а также соотношения количества студентов и преподавателей и числа иностранных учащихся. О главных составляющих успеха вуза, претендующего на мировой класс, рассказал экс-руководитель проектов по высшему образованию Всемирного банка (2006-2012 годы) Джамил Салми. По его мнению, для достижения высшей конкурентоспособности большое значение имеют автономность управления и оперативность принятия решений, а также “концентрация талантов и богатство ресурсов”. Как считает эксперт, движение к статусу университета международного уровня существенно ускоряют интернационализация, педагогические и управленческие инновации, а также предложение “нишевых” (уникальных) программ либо особая специализация вуза в целом.
Главной новостью круглого стола на тему “Отраслевые и предметные рейтинги как мера оценки глобальной конкурентоспособности российских университетов”, организованного в рамках Проекта 5-100 в пресс-центре МИА “Россия сегодня”, стало сообщение заместителя министра образования и науки Российской Федерации Александра Повалко о продлении проекта до 2020 года с объемом финансирования 1,6 млрд долларов (104 млрд рублей). Он напомнил, что поддержка обеспечения международной конкурентоспособности университетов — мировая практика, которой уже четверть века. Россия начала движение в этом направлении с реализации проектов целевого развития вузов — создания национальных исследовательских и федеральных университетов, и только к 2013 году мы, по выражению Александра Повалко, “ввязались в игру на чужом поле”, то есть объявили о намерении ввести как минимум пять наших вузов в ТОП-100 одного из мировых рейтингов и включились в конкурентную гонку. Хорошим индикатором успешности нашего продвижения он назвал именно предметные рейтинги. В числе подтверждающих успех доказательств — рост количества абитуриентов, выбирающих вузы — участники Проекта 5-100, в 2,5 раза (за время, прошедшее с запуска проекта), а также заметно увеличившаяся доля иностранных студентов, обучающихся в этих учебных заведениях. В Томском государственном университете, к примеру, данный показатель достиг 23%.
Фил Бейти подтвердил, что составители THЕ признают особенностью российских вузов их узкопрофильную специализацию, и сообщил, что его команда намерена расширить охват таких университетов, увеличив с шести до восьми, а затем и до 24 число предметных рейтингов. Глава Международного академического консультативного совета QS World University Ranking (Великобритания) Мартин Инс заверил журналистов и ректоров, что интерес к таким рейтингам высок не только в нашей стране. Он посоветовал создавать команды по продвижению вузов в той или иной дисциплине и четко определять цель, к которой стремится университет, занимающийся своим развитием.
То, что представители нашего образовательного сообщества часто поднимают вопросы, связанные с предметными рейтингами, одобрил вице-президент Международной ассоциации IREG Observatory on Academic Ranking and Excellence (Польша) Вальдемар Сивински. “Выгоду в итоге получат и университеты других стран”, — прогнозировал он. Эксперт заметил, что наши вузы быстро сформировали группу аналитиков-профессионалов, которые ответственно подходят к участию в ранжировании. “Они демонстрируют глубокие знания методологии… и умение вычленить направления, которые необходимо совершенствовать”, — подчеркнул Вальдемар Сивински.

Татьяна Возовикова
Фото предоставлено пресс-службой НИТУ МИСиС

Нет комментариев