В химию с любовью. Путь в науку начинается с академического братства.

Сегодня невольно вспоминаются лихие 1990-е годы. Тогда из вузовской системы стали уходить яркие педагоги, которые на свои урезанные профессорские зарплаты не могли содержать семьи. На Запад уезжали самые талантливые и востребованные ученые, так как они не могли работать без дорогостоящих химических препаратов и аппаратуры. И вот именно в то сложное время, ровно 25 лет назад, академик Олег Нефедов (на снимке) решил самостоятельно проводить реформу образования в отдельно взятом колледже. Сегодня можно уверенно сказать, что создание Высшего химического колледжа РАН (ВХК) О.Нефедовым — это оптимальный пример инновационного пути развития высшего образования на основе его интеграции с фундаментальной наукой. Впоследствии этот проект был удостоен премии Правительства РФ в области образования. Но, что, пожалуй, самое главное, Высший химический колледж привел в академическую науку талантливую молодежь. Судьба его сложилась счастливо в 1990-е годы во многом благодаря тогдашнему председателю Госкомитета по высшему образованию члену-корреспонденту РАН Геннадию Ягодину, который активно поддержал идею академика О.Нефедова и предложил открыть этот колледж на базе знаменитого Московского химико-технологического института им. Д.И.Менделеева (ныне — Российского химико-технологического университета им. Д.И.Менделеева). Ректором Менделеевки в те годы был профессор Павел Саркисов, впоследствии академик РАН. Он сразу же оценил все преимущества участия своего вуза в этом эксперименте и активно занялся организационными вопросами ВХК. Наряду с ним в создании и деятельности ВХК РАН участвовали выдающиеся химики: академики Николай Платэ, Юрий Золотов и Анатолий Бучаченко, член-корреспондент Наталия Тарасова, профессора и доценты РХТУ им. Д.И.Менделеева и МГУ им. М.В.Ломоносова, организаторы всесоюзных и международных олимпиад по химии.
Сначала колледж приобрел статус факультета Менделеевки, а затем вошел в состав созданного членом-корреспондентом РАН Н.Тарасовой Института химии и проблем устойчивого развития РХТУ.
Главные партнеры колледжа — химические лицеи, гимназии и школы с углубленным изу-чением химии, и среди них в первую очередь — Московский химический лицей, который возглавляет талантливый педагог и организатор, бывший сотрудник Института органической химии Сергей Семенов. Значительная часть выпускников химического лицея поступает в Высший химический колледж. Студенты в колледже делятся на две группы: со склонностью к практической или к теоретической химии, причем каждый студент имеет индивидуальный план научной работы. В числе их педагогов четыре академика, четыре члена-корреспондента РАН, 18 профессоров. В научной подготовке студентов задействовано около 150 научных сотрудников девяти институтов РАН, РХТУ, мехмата и химфака МГУ. Ребята вливаются в исследовательские научные группы, которые работают по определенной тематике. Очень полезно наличие в научной группе студентов разных курсов и аспирантов — вчерашних студентов, с кем первокурсникам легче найти общий язык. Академик О.Нефедов считает, что при ранней профориентации главное — не делать из студентов лаборантов. Они должны быть полноправными участниками коллективов, должны работать над своей частью общего проекта, а лаборатория и руководители отвечают за их подготовку, поддерживают их материально из средств научных грантов и программ. Около 80% выпускников колледжа остаются работать в академических институтах и МГУ, 30% из них идут в аспирантуру.
Из первого набора ВХК РАН Менделеевского университета уже вышли руководители научных групп институтов РАН, а первый доктор наук К.Лысенко стал преподавателем ВХК.
Для образовательных целей в Высшем химическом колледже задействовано оборудование академических институтов, которое намного выше уровнем, чем то, что используется для вузовских практикумов. В колледже нет абстрактных экспериментов, студенты занимаются реальными исследованиями. Количество публикаций студентов колледжа в год — около 80, что существенно превышает аналогичные показатели самых престижных вузов мира. Среднее количество публикаций в рейтинговых научных журналах на одного студента к моменту защиты диплома — около 3,6 (с докладами и тезисами на конференциях — 4,5). Среди 20-25 дипломантов Всероссийского Менделеевского конкурса студенческих научных работ обычно 10-15 — это студенты ВХК РАН. Множество золотых медалей РАН за лучшие научные работы студентов и молодых ученых в последние годы — это снова ВХК РАН.
Всего за время работы колледжа дипломы специалистов-химиков получили 411 человек, из них 341 (83%) защитили дипломные работы на “отлично”, 62 (15%) — на “хорошо”, 8 (2%) — на “удовлетворительно”. Дипломы с отличием получили 118 (29%) выпускников, число работ, отмеченных ГЭК, — 78 (19%).
В общей сложности студентами за годы работы колледжа опубликовано более 1500 статей.
Занятия студентов в Высшем химическом колледже проходят сразу в нескольких вузах и институтах РАН, из-за этого зачастую приходится между лекциями ездить по всей Москве. Но в итоге это дает возможность проникнуться духом разных организаций, познакомиться с лучшими преподавателями и учеными, увидеть разные стили работы.
В институтах РАН огромный контингент ученых с невостребованным преподавательским потенциалом. Эти люди получают удовольствие от самого образовательного процесса, впрочем, так же как и студенты. Конечно, идея всеобщего научного братства студентов и ученых не новая. Просто у академика О.Нефедова получилось удачное практическое воплощение ее в жизнь в новейшей истории российского образования и науки.

***

Важной частью программы дня празднования 25-летия Высшего химического колледжа РАН стало торжественное заседание в Институте органической химии им. Н.Д.Зелинского (ИОХ РАН). Атмосфера мероприятия как нельзя лучше передавала дух академического братства — одного из факторов успеха научно-образовательного проекта академика Олега Нефедова и его соратников. Официально звучали, пожалуй, только зачитываемые поздравления, поступившие в адрес заполнивших конференц-зал студентов, выпускников, их учителей и наставников, основателей и руководителей колледжа от Президиума РАН и ее президента Владимира Фортова, вице-президента РАН Сергея Алдошина и первого заместителя руководителя Федерального агентства научных организаций Алексея Медведева.
Лейтмотивом выступлений самих виновников торжества стала взаимная признательность за непреходящий успех эксперимента, который, по определению Олега Нефедова, “тянется уже четверть века, безусловно, удался и дал впечатляющий результат”. Реализация простой, казалось бы, идеи — создать все условия для подготовки молодых людей, которые хотят заниматься наукой и имеют для этого способности, — потребовала совокупности точных организационных решений. И все получилось, поскольку уникальный проект ВХК РАН воплощают в жизнь талантливые люди, включая отцов-основателей, профессоров-преподавателей и их учеников.
“Совпадение интересов и пристрастий” — именно это обстоятельство, как подчеркнула директор ИПУР РХТУ РАН Наталия Тарасова, определяет эффективность совместной научной работы студентов колледжа и их преподавателей — сложившихся ученых. В ВХК РАН, по ее словам, приходит особая молодежь: “Их не надо заставлять учиться, они ходят за наставниками и задают вопросы”. Исполняющий обязанности ректора РХТУ профессор Виталий Аристов заметил при этом, что в элитном подразделении университета “принято много и трудно работать — получать знания, умения и навыки на самом современном уровне. И большинство справляются с этой задачей, становясь хорошими специалистами”.
Событием, которое стоит праздновать, назвал день рождения ВХК РАН давний друг и соратник его коллектива, лауреат Нобелевской премии Роалд Хоффман. “Колледж приобщил к радостям химии и химического исследования сотни блестящих юных студентов России. Удовольствие осмысления, сопровождающее этот процесс, — наиболее важная вещь, которую дает им ваш химический колледж”, — написал он, в частности, в своем приветствии.
Не снижать высоту планки, заданную с начала существования колледжа, — еще один из секретов успеха уникального образовательного проекта. О нем на праздничном вечере напомнил кандидат химических наук Игорь Свитанько. В первом наборе 1990 года из 30 первокурсников 22 были победителями всесоюзных олимпиад, а собеседование с поступавшими проводила комиссия, в состав которой входили 11 академиков РАН. И по сей день, как подчеркнул Игорь Валентинович, учиться здесь “много и хорошо” получают возможность именно те, кто этого действительно достоин.
Судьба заведующего Лабораторией функциональных органических соединений ИОХ РАН доктора химических наук Александра Дильмана связана с колледжем на протяжении почти всей четверти века его существования. Возможность заниматься настоящей наукой стала главным обстоятельством, которое привлекло выпускника Московского химического лицея в ВХК РАН в 1993 году. “Для таких, как я, этого было достаточно, восемь моих одноклассников пришли в колледж по той же причине”, — вспоминал Александр Давидович. Он характеризовал ВХК РАН как абитуриент, студент и преподаватель, поскольку во всех этих ипостасях побывал, а в последней пребывает и ныне. С его точки зрения, важная особенность организации занятий в ВХК — продуктивный режим обучения: с первого курса обучающийся подключается к реальному научному проекту и к моменту сдачи практикумов, курсовых и дипломных работ у него всегда есть нужные наработки.
Отметил профессор Дильман и нестандартный подход руководства колледжа к принятию управленческих решений: “Ученый совет, в который входят студенты с правом голоса, делает это оперативно и, прежде всего, в согласии со здравым смыслом. Возникла объективная потребность — меняется учебный план, вносятся новые предметы или убираются неактуальные”. Еще здесь многое прощают талантам, не спешат исключать за “хвосты” тех, чьи научные достижения явно превалируют над недоработками на других участках учебы. А уж если тот или иной студент трудился не покладая рук и добился впечатляющих результатов — он получает возможность защититься раньше срока, и этим, по определению Александра Дильмана, “большим бонусом” выпускники пользуются довольно часто.
Вручая колледжу подарок — новенький сервер — директор Института органической химии им. Н.Д.Зелинского РАН Михаил Егоров особо выделил значение системы непрерывной подготовки кадров, важным звеном которой стал ВХК, для отраслевой науки в целом и ИОХ РАН в частности: “За 25 лет сформировались конечные маршруты этой цепочки. Сегодня многие из тех, кто пришел к нам школьником, стали докторами наук, заведующими кафедр. Почти 25% публикуемых нашими учеными статей подготовлены с участием студентов колледжа, а в лабораториях института их трудится более 60 человек”.
Ведущие ученые уверены: органичная связь между наукой и образованием, налаженная в ВХК РАН, не прервется, пока, как сказал декан химфака МГУ Валерий Лунин, обращаясь к студентам, “есть такие люди, как те, что учат вас, и такие, как вы, — которые хотят учиться”.

Материалы подготовили
Дмитрий Мустафин и Татьяна Возовикова.
Фото Николая СТЕПАНЕНКОВА

Нет комментариев