Пузырь имеет значение

Запущенный в 1977 году космический аппарат Voyager 1, добравшись до края Солнечной системы, оказался в неожиданно спокойной обстановке. Об этом сообщает Nature News.
Voyager 1 в настоящее время находится на расстоянии 17,5 миллиарда километров от Земли, на границе гелиощита, в той крайней области своеобразного околосолнечного “пузыря”, гелиосферы, где частицы солнечного ветра, несущиеся на огромной скорости, встречаются с межзвездными газами. Вопреки представлениям астрофизиков, на этой границе достаточно спокойно. Измерения инструментов, все еще работающих на Voyager 1, показали, что скорость низкоэнергетических заряженных частиц солнечного ветра постепенно снижается до нуля и они плавно смешиваются с межзвездными газами. Теоретически такое смешение не предсказывалось. Как поясняет анализирующий данные Voyager 1 сотрудник Лаборатории прикладной физики Университета Джонса Хопкинса (Applied Physics Laboratory of Johns Hopkins University) в Мэриленде Стаматиос Кримигис (Stamatios Krimigis), возможно, это и есть межзвездное пространство. “Мы могли пересечь границу и не узнать этого, потому что моделей, описывающих то, что мы сейчас наблюдаем, не было”, — отмечает ученый, комментируя результаты, опубликованные им с коллегами в Nature на прошлой неделе (16 June 2011).
Истечение далеких межзвездных газов может показаться не имеющим большого значения для тех, кто близок к Солнцу. Но, как отмечает руководитель научной программы Voyager Эд Стоун (Ed Stone) из Калифорнийского технологического института (California Institute of Technology) в Пасадене, “само Солнце в настоящее время проходит через осколки нескольких ближних сверхновых, а потоки частиц и магнитное поле, производимые нашим светилом, защищают нас от некоторого межзвездного излучения, порожденного звездными взрывами”. “И потому размер околосолнечного пузыря имеет значение”, — заключает Стоун.
На Voyager 1 сейчас работают только 4 из 10 установленных на его борту инструментов. За 30 с лишним лет космических исследований этот аппарат получил немало данных. В 1979-м он сфотографировал активные вулканы на спутнике Юпитера Ио, в 1980-м подтвердил существование трех новых спутников Сатурна, а один из последних снимков был передан им в 1990 году. Это было изображение Земли, которая выглядела зернистым комочком, плавающим в радужных солнечных лучах. Плутониевый термогенератор этого корабля, как считают специалисты, обеспечит его функционирование по крайней мере до 2020 года, следовательно, можно ожидать новых данных с самых далеких окраин нашей системы. А направляется Voyager 1 в сторону созвездия Жирафа, мимо которого ему предстоит пройти через 40 тысяч лет.