Программный бой. Вузовские преподаватели истории объединились для борьбы за свой предмет.

На заседании УМО по укрупненной группе специальностей и направлениям подготовки “История и археология”, состоявшемся в конце прошлого года, историки предложили министру образования и науки Д.Ливанову утвердить типовую программу по истории для негуманитарных вузов (см. “Поиск” №49, 2015). Из ответа министра следовало, что при понимании всей важности исторического образования при подготовке любых профессионалов решение этой проблемы (чему и как учить студентов) руководство министерства оставляет за научно-образовательным сообществом, точнее за учебно-методическими объединениями.
Чтобы сообща отстаивать свои интересы, преподаватели истории высшей школы страны в декабре прошлого года создали Общероссийскую общественную организацию “Ассоциация преподавателей истории в вузах России”. Ее председателем единогласно был избран директор Межвузовского центра по историческому образованию в технических вузах РФ профессор Виктор Порохня.

— В феврале 2000 года Коллегия Минобразования России придала учебной дисциплине “Отечественная история” статус базового обязательного предмета для всех вузов страны, — рассказал В.Порохня. — Так как в негуманитарных вузах с преподаванием этого предмета было напряженно, в 2001 году был создан Межвузовский центр по историческому образованию в технических вузах Российской Федерации. Совместно с крупным многопрофильным социогуманитарным отделом Минобразования РФ и Общественным советом, которым руководил сам министр Владимир Филиппов, Центру удалось упорядочить работу по становлению и укреплению исторического образования студентов в технических вузах. Решать поставленные перед Центром задачи помогало и руководство вновь образованного Федерального агентства по образованию.
Однако в новом Министерстве образования и науки РФ не оказалось ни одного структурного подразделения, ни одного сотрудника, которые занимались бы социогуманитарным образованием студентов.
Ректораты некоторых вузов воспользовались этим и стали освобождать студентов от контрольных работ, рефератов, домашних заданий, от индивидуальной работы с ними преподавателей, от специальных курсов по истории.
Усугубил положение и перевод отечественной истории в базовую, обязательную дисциплину “История”, типовую программу по которой Минобрнауки России не утвердило. Тем самым преду-смотренные в программе 144 часа многие ректораты, особенно в технических вузах, проигнорировали. Дело дошло до курьезов. В Кузбасском государственном техническом университете им. Т.Ф.Горбачева на изучение 20 веков отечественной и зарубежной истории ректорат посчитал достаточным 4 лекции и 5 семинаров. За ликвидацией нагрузки последовало сокращение ППС, а затем и кафедр. В одном известнейшем вузе в 1989 году было 36 преподавателей истории, сейчас — 8,5 штатной единицы, хотя прием студентов остался прежним.
Межвузовский центр по историческому образованию в технических вузах РФ стремился изменить ситуацию. Именно под его влиянием бакалавры МИСиС снова обрели историческое образование, а студентам Белгородского государственного технологического университета им. В.Г.Шухова удвоили количество аудиторных часов на семинарские занятия по истории. Но, к сожалению, подобных примеров единицы. Более влиятельной силой должна стать Ассоциация преподавателей истории в вузах России. По предложению Управления по общественным проектам Администрации Президента РФ Межвузовский центр по историческому образованию в 45 субъектах Российской Федерации создал региональные отделения, руководители которых на Учредительном съезде, состоявшемся 15 декабря 2015 года в Подмосковье, и создали ассоциацию.
Мы надеемся, что ассоциация, Центр и образованное в прошлом году Федеральное УМО по истории и археологии найдут общий язык и при помощи диалога с Минобрнауки и ректоратами вузов создадут все условия, необходимые для качественного ведения учебного процесса и комфортной работы преподавателей истории во всех высших учебных заведениях страны.

Наталия БУЛГАКОВА

Нет комментариев