Ускользнувшая красота. Археологи предлагают по-новому взглянуть на древнюю историю Кавказа.

Древнюю культуру, открытую в Кисловодской котловине, которую порядка 10 лет изучают российские и немецкие ученые, один из руководителей экспедиции кандидат исторических наук Андрей Белинский предложил отныне называть приэльбрусской. Вполне вероятно, что под этим названием она и войдет в анналы археологической науки. Это несколько неожиданно, поскольку все годы исследований найденные здесь поселения — а их более 900 — исследователи относили к кобанской культуре…
В 1869 году в селении Уаллаг-Кобан на землях тагаурского алдара Хабоша Канукова, что расположены на территории современной Северной Осетии, были найдены бронзовые предметы удивительной красоты. По месту первых находок открытую культуру эпохи поздней бронзы и раннего железа назвали кобанской. С тех пор только в РСО-Алания изучены десятки поселений и могильников, обнаружены тысячи вещей из бронзы, железа, камня, глины, кости. Кобанская культура признана выдающимся явлением европейской цивилизации, одной из мировых художественных вершин своей эпохи.
При раскопках кобанских поселений найдены мастерские металлургов с плавильными печами, тиглями и ковшами для жидкого металла, литейными формами и бронзовыми заготовками изделий. Кобанским мастерам были известны разнообразные методы обработки бронзы. Они владели секретами литья в формах или по восковой модели, выбивания украшений из бронзового листа по матрице, ковки, чеканки и резьбы. До наших дней дошло множество кобанских вещей, сделанных из бронзы. Среди них — орудия труда (мотыги, топоры, серпы, иглы), оружие (боевые топоры, наконечники копий, кинжалы, булавы), украшения (пояса и пряжки, булавки, браслеты, ножные кольца, бусы, подвески, фибулы), литые фигурки людей и животных. Из листовой бронзы ковали посуду — большие и малые тазы, миски, кружки, чаши, котлы, черпаки.
В кобанскую эпоху произошло освоение нового металла — железа, которое произвело подлинную революцию в хозяйстве и военном деле. Кобанцы знали железо уже за тысячу лет до н.э., но поначалу использовали его для инкрустации по бронзе. Только в позднекобанский период большинство металлических предметов стали делать из железа.
Кисловодская долина стала другим центром притяжения ученых. Как отмечал на одной из конференций, посвященной результатам здешних раскопок, крупнейший знаток Юга России, доктор исторических наук, профессор Владимир Кузнецов, Кисловодская котловина давно привлекала внимание археологов. Благодаря спутниковому картографированию здесь обнаружено более 900 археологических объектов. Многие из них удивительны. Уже на первых этапах их изучения ученый высказал предположение: как бы не пришлось заново переписывать доселе общепринятую научным сообществом древнейшую историю Кавказа.
К сегодняшнему дню исследователи открыли порядка 200 поселений — от реки Кубань до реки Малки в сторону Эльбруса. Протяженность места раскопок с запада на восток составляет 90 километров, с севера на юг — 40 километров. Примерно половина обнаруженных поселений имеет одинаковую структуру: центральная площадь, окаймленная по периметру рядами двухкомнатных построек. Поселения расположены на высоте 1400-2400 метров над уровнем моря.
В 2009 году на территории Кабардино-Балкарии ученые республиканского Института археологии Кавказа совместно с коллегами из Краснодара и Ставрополя раскопали поселение “Кишпек-2”, также относящееся к Кобанской культуре. За время раскопок были найдены десятки тысяч фрагментов керамики, предметы культа, вооружения, украшения, изделия из камня, кости и бронзы. В совокупности с материалами, полученными сотрудниками института в ходе раскопок 2003-2007 годов на Кашхатауском могильнике в зоне строительства Кашхатауской ГЭС, ученые сделали вывод о том, что открытое поселение наиболее ярко отражает на сегодняшний день развитие кобанской культуры на территории КБР.
Как видим, территория, занимаемая древней цивилизацией, оказалась весьма обширной. Со своими региональными центрами. Эту мысль, кстати, высказывают и ученые. На сегодняшний день в исторической науке сложилась следующая хронология развития кобанской культуры: ХIV-ХIII века до н.э. — ранний период формирования самобытности; с XII по X век до н.э. — период расцвета кобанской культуры, когда она приобрела свои классические формы; период с IX по VII век до н.э. — этап перехода от бронзового к железному веку и начало активного общения кобанцев со скифами; в позднекобанский период с VI по IV век до н.э. происходило тесное сотрудничество и смешение кобанцев со скифами.
Однако раскопки Кисловодской долины заставили ученых засомневаться в, казалось бы, хорошо обоснованных временных исторических рамках. Кроме того, и сама кобанская культура, и кисловодские материалы оставляют немало “белых пятен” и загадок. До сих пор, например, неизвестно, откуда пришел этот народ и куда исчез. Неизвестен и язык кобанцев, что совершенно удивительно, если учесть высокий уровень экономики, ремесел и культуры, которых достигла здешняя цивилизация. Часть исследователей считает кобанцев кавказоязычным народом. Другие оспаривают эту принадлежность, видя в этом выводе больше политических, нежели научных предпосылок. Существует гипотеза об их индоевропейском происхождении. Результаты раскопок в Кисловодской долине, кажется, дают некоторые подтверждения этому, но до конца гипотеза еще не доказана.
Центральный Кавказ издревле являлся местом пересечения миграционных процессов множества различных этносов. Еще в III тысячелетии до н.э. здесь жили наряду с кавказским этносы, говорившие на индоевропейских языках. Самыми древними из них были хетты. Они обитали на Кавказе издавна, но к концу III тысячелетия до н.э. передвинулись в Переднюю Азию, где возникло царство хеттов и лувийцев. Отдельные племена хеттов остались на Кавказе, что подтверждается данными лингвистики. В первой половине II тысячелетия до н.э. они слились с индоиранскими племенами, которые занимали пространство от Восточной Европы до Кавказских гор. Во II тысячелетии до н.э., особенно к исходу его, на Кавказе и в Северном Причерноморье обитали широко известные киммерийцы. Их сменили скифы. Они-то и застали кобанцев, которые были древнейшим населением на Центральном Кавказе. Часть ученых считает, что последние постепенно ассимилировали в скифскую цивилизацию. Но опять же это только гипотеза.
По мнению соруководителя кисловодской экспедиции, старшего научного сотрудника Института археологии РАН Дмитрия Коробова, археологические находки близ Кисловодска вообще уникальны. Так, их радиоуглеродный анализ, проведенный в Германии и Швеции, показал: древнейшие образцы относятся к XVII веку до н.э. Большинство раскопок относятся к XVI-XIV, а также к IX-XIII векам до н.э. Иными словами, они равны по возрасту, а то и старше древнейших поселений, обнаруженных на границе Грузии и Северной Осетии и получивших название “кобанская культура”. Вместе с тем предметы, обнаруженные в поселениях, дают возможность причислять их к кобанской культуре, прежние находки которой датируются IX-VI веками до н.э.
В ряде поселений магниторазведка обнаружила под землей каменные концентрические круги. Есть основания предполагать, что здесь могли находиться древние обсерватории. Некоторые признаки делают их удивительно близкими с подобными объектами в Европе, например с известным Стоунхенджем в Великобритании. А в районе плато Ран-Сырт археологи обнаружили объект, который можно считать древним святилищем и одним из самых ранних памятников открытой культуры. Как считает еще один соруководитель проекта, сотрудница Евразийского отдела Германского археологического института, доктор археологии Сабина Райнхольд, орнамент найденной керамики показывает, что она принадлежит разным культурам: горной и степной. Есть культурный пласт, который пока не удается идентифицировать. Но и те материалы, которые уже накоплены, позволяют говорить о том, что исследуемая территория является местом встречи разных культур, разных людей в одно время. Это взаимодействие сформировало новую, приэльбрусскую культуру, которая предшествовала кобанской.
А вот по мнению Андрея Белинского, правомерно рассматривать сразу три версии того, что происходило на Северном Кавказе за полторы-две тысячи лет до нашей эры. Либо было два центра кобанской культуры: один — на границе нынешних Грузии и Северной Осетии, второй — в Кисловодской котловине. Либо кобанская культура зародилась именно в Кисловодской котловине, а затем распространилась на юг, до Кобанского ущелья. Наконец, третья версия предполагает, что поселения, обнаруженные на горных плато к югу и западу от Кисловодской котловины, вообще принадлежат к доселе неизвестной культуре…

На фото: Раскопки в Кисловодской долине.
Фото из архива “Ставропольской правды”;

Серпы с поселения “Кишпек-2”. Фото из архива Института археологии Кавказа КБР.

Станислав ФИОЛЕТОВ

Нет комментариев