Три гена в наследство

Современное человечество обязано своей иммунной системой неандертальцам и денисовцам, об этом свидетельствуют результаты новых генетических исследований. Подробности — в ScienceNOW.
Три важных гена достались человеку от двух древних видов людей, вымерших десятки тысяч лет назад, — от неандертальцев и денисовцев. В статье, которую опубликовал журнал по генетике человека (American Journal of Human Genetics), представлены новые данные о скрещивании между анатомически современным человеком и архаичными видами людей. Наш вид от этого генетического обмена только выиграл. “Когда современные люди скрещивались с другими человеческими видами, они брали у архаичных видов лучшее”, — сказала в комментарии для сайта Smithsonian.com ведущий автор публикации Джанет Келсо (Janet Kelso), эволюционный генетик из Института эволюционной антропологии Макса Планка (Max Planck Institute for Evolutionary Anthropology) в Германии. Три гена, восходящие к древним видам и называющиеся TLR1, TLR6 и TLR10, относятся к той части генома, которая регулирует первичный иммунный ответ на бактериальное вторжение. Поскольку неандертальцы и денисовцы жили в Евразии за сотни тысяч лет до появления Homo sapiens, их иммунная система получила достаточно времени для адаптации к окружающей среде, включая ее патогенные угрозы. Заполучив и сохранив эти гены, современные люди усилили возможности своей собственной иммунной системы. Однако у такого благоприобретения была и оборотная сторона: те же гены ответственны за избыточный иммунный ответ на такие факторы окружающей среды, как, например, цветочная пыльца, что сделало многих современных людей аллергиками. Это плата за сильный и адаптированный иммунитет.
Сравнение человеческих генов с генами неандертальцев и других древних видов проливает свет на нашу эволюцию. “Какие-то генетические изменения могли обусловить увеличение численности анатомически современных людей, их расселение по миру и интеллектуальные способности, которых не было у неандертальцев и прочих вымерших архаичных групп”, — поясняет известный специалист по генетике неандертальцев Сванте Паабо (Svante Pääbo) из Института Макса Планка. Как показал сравнительный анализ ископаемой ДНК Homo sapiens, “маленькая группа современных людей, покидая Африку, не имела многих генетических вариантов, которые появились в Евразии”, — говорит Джанет Келсо. Адаптироваться к условиям можно благодаря мутациям, но скрещивание с локальной популяцией позволяет приобрести полезные генетические изменения меньшей ценой, поясняет она. Все три гена первичного иммунного ответа — два от неандертальцев, один от денисовцев — представляют наиболее часто обнаруживаемые в геномах современных людей участки ДНК вымерших видов.