Приоритетов громадьё. Пути развития науки видятся по-разному.

 

Российская ассоциация содействия науке (РАСН) вместе с профильными комиссиями Общественной палаты России организовала на минувшей неделе конференцию “Приоритетные и перспективные направления развития российской науки”. Темами для обсуждения стали горизонты научных исследований, перспективные технологии и прикладные аспекты фундаментальных работ, вопросы организации и управления. На конференции присутствовали 39 делегатов от 23 региональных отделений РАСН — ученые и представители вузовского сообщества.
РАСН — это общественная организация, выступающая в качестве коллективного эксперта-советника для профильных государственных органов в вопросах развития науки, образования и технологий. Создана она была в 2011 году. Ассоциация сотрудничает с Минобрнауки, профильными комитетами российского парламента, РАН, Союзом ректоров России.
Спектр затронутых на конференции вопросов был весьма широк. Вот темы лишь некоторых докладов: “Аддитивные технологии для биомедицины”, “Проблемы и подходы в вопросах организации управления наукой и образованием”, “Инновации в современных гуманитарных науках”, “Науки о человеке как приоритетное направление междисциплинарных исследований и вузовско-академического взаимодействия”, и даже “Состояние и перспективы генетических исследований шизофрении”… 
Последней темы коснулся открывший форум председатель Президиума пленума РАСН академик Евгений Велихов. Он отметил, что вопросы психического здоровья граждан (участники слушаний в Общественной палате РФ на эту тему даже рекомендовали Администрации Президента РФ рассмотреть возможность объявления 2017 года Годом психического и духовного здоровья нации) и перспективы выработки отечественной вакцины против ВИЧ — в числе приоритетов РАСН. 
Из наиболее обстоятельных докладов следует упомянуть выступление председателя Комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Валерия Черешнева, подробно рассказавшего о новых возбудителях заболеваний человека и проблемах борьбы с ВИЧ. Сегодня, по словам академика, вирусом иммунодефицита человека в мире заражены 39 млн человек, из них в России, по официальной статистике, зарегистрировано около 300 тысяч (а реально — 1,5-2 млн человек). У нас лечение получают только 198 тысяч больных. 
Притом что ситуация постоянно ухудшается, разработка отечественной вакцины против вируса с 2011 года фактически не ведется, и налицо отсутствие единого государственного подхода в этом вопросе. А ведь начиная с конца 1990-х годов государство вложило в разработку вакцины значительные средства, успешно были завершены клинические испытания первой фазы трех кандидатных вакцин и продолжаются клинические испытания второй фазы ДНК-вакцины. 
Конференция РАСН приняла резолюцию, в которой отметила, что в опубликованном в феврале 2016 года проекте национальной стратегии борьбы с эпидемией ВИЧ/СПИД “отсутствует упоминание о вакцине против ВИЧ”. В сложившихся условиях Конференция РАСН “заявляет, что разработка вакцины против ВИЧ, микробицидов и других средств специфической биомедицинской профилактики должна являться важным компонентом национальной стратегии борьбы с эпидемией ВИЧ/СПИД”. Участники конференции призвали в кратчайшие сроки возобновить финансирование федеральной программы по разработке вакцины.
Выступление главного научного сотрудника НИЦ “Курчатовский институт” профессора Виктора Цибульского было посвящено энергетическим индикаторам устойчивого развития экономики. Анализ потребления энергии человечеством доказывает, что экономика государства развивается устойчиво только при условии, если доля первичной энергии в ВВП не превышает 10-11%, а доля электроэнергии в ВВП — менее 3-3,5%.
— А что в России? У нас лет пять-шесть назад вдруг стали повышать цены на первичные энергоисточники. Их устанавливало государство, исходя из каких-то своих соображений. В итоге в 2015 году доля первичной энергии в ВВП РФ составляла 13-15%, а доля электроэнергии в ВВП — 6-9%, — сказал Виктор Филиппович.
Выводы из этого, считает руководитель Комиссии РАСН по энергетике, следуют совсем не утешительные: превышение критериев устойчивого роста вызывает обоснованные сомнения в возможности роста экономики в 2016 году. Улучшить же энергоэффективность экономики повышением тарифов не удастся — надо менять структуру товарного производства.
Завкафедрой финансовой стратегии МГУ им. М.В.Ломоносова доктор экономических наук Владимир Квинт поддержал Виктора Цибульского, с возмущением заявив, что богатейшая с точки зрения энергоресурсов страна не имеет настоящей стратегии их производства и использования. Те документы, что сегодня выпускаются, по его мнению, таковыми по существу не являются. 
— Когда нечего человеку сказать, он применяет слова “стратегия”, “стратегический план”, “стратегические приоритеты”, “прогнозирование” и т.п, — сказал В.Квинт. — Из этих “стратегий” вырастают “наивные постановления”, как-то: прекратить выпуск лампочек накаливания мощностью свыше 100 Вт и тому подобная ерунда, то есть “элементы тонкой настройки ставятся впереди крупных проблем российской энергетики. 
Сейчас готовится “стратегия 20-30”, разрабатывают ее люди, которые не имеют даже представления о теории и практике стратегирования, — констатировал В.Квинт. — До 2007 года в России вообще не готовили стратегов, затем была создана первая кафедра стратегии, которую я возглавляю. Потом вторая — в Санкт-Петербурге. Но этого очень мало: с моих кафедр вышло всего 205 стратегов. 
В том, почему все так неэффективно и почему в России “генетически воспроизводится сопротивление к инновациям”, попытался разобраться руководитель Комиссии по экологии и популяризации наук о жизни РАСН Александр Самсонов.
По мнению Александра Львовича, одна из главных проблем — отсутствие в сфере инноваций необходимых коммуникаций. Ведомственная закрытость делает информационный процесс крайне неэффективным, так как “расчленяет информационное поле”. Насущнейшая задача, считает А.Самсонов, — создание альтернативной стратегии коммуникаций в науке. Она должна предполагать схему “активной раздачи результатов”. 
— Необходимо создать открытые базы НИР, которые ведутся в системе федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), портал достижений ведомств, имеющих бюджеты на НИР и R&D-разработки, — заявил А.Самсонов. — Критерием эффективности инвестиций можно считать число скачиваний. Нужно открыть в Интернете выставку ФОИВ — “электронную ВДНХ”.
Александр Львович предложил создать в России аналог инструмента коммуникаций “arXiv.org”. Это — высокоавтоматизированный электронный архив, имеющий сервер распределения для научных статей, который уже четверть века успешно действует в США, Германии, Англии и включает материалы по физике, математике, информатике, нелинейным наукам, количественной биологии и статистику. 
А завкафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СПбГУ, профессор Татьяна Черниговская напомнила участникам конференции еще об одном тренде XXI столетия: синтезе гуманитарного и естественнонаучного знания. 
— Роль гуманитарного знания сейчас очень важна, — сказала она, — потому что похоже, что мы начинаем ставить неправильные вопросы, поэтому и получаем на них неправильные ответы. Гуманитарное знание на современном этапе — это не десерт, не украшение по отношению к какой-то серьезной науке, как мы все привыкли думать… Если бы мы знали, как функционирует мозг, мы бы поняли принципы функционирования сложных систем. Мы бы имели когнитивные алгоритмы принятия решений. Организация общего, профессионального и высшего образования была бы другой, средства коммуникации были бы другими. Мы бы смогли готовить интеллектуальные и социальные элиты для общества, дали бы новый старт отечественной науке.
Подготовил Андрей СУББОТИН

Нет комментариев