Расспросить бы сима

Новое прочтение древнейшей ДНК человека установило его принадлежность к линии неандертальцев. С подробностями — Nature News.

Сотрудник всемирно известного специалиста по палео-ДНК Сванте Паабо (Svante Pääbo) из Института эволюционной антропологии Макса Планка в Лейпциге (Max Planck Institute for Evolutionary Anthropology in Leipzig) Маттиас Мейер (Matthias Meyer) изучал образцы ДНК, выделенные из костей, которым 430 тысяч лет. Останки были найдены в испанских горах Атапуэрка в месте под названием Sima de los Huesos, что означает “яма с костями”. Здесь найдено более 6 тысяч костей от 28 ископаемых индивидуумов. Первоначально палеонтологи классифицировали их как принадлежащие человеку гейдельбергскому, Homo heidelbergensis, виду, который обитал на территории Европы, Африки и Азии от 600 тысяч до 250 тысяч лет назад и дал начало не только неандертальцам, но, возможно, также Homo sapiens. Позже найденные люди получили условное название “гоминины сима”, а в генетическом материале из бедренной кости одного из них в 2013 году нашли последовательности, присущие денисовцам — ископаемым людям из пещеры на Алтае. Новое исследование, результаты которого Мейер с коллегами опубликовали в Nature, было призвано прояснить связь между географически столь удаленными и разными линиями древних людей. Первый геном гоминин сима был митохондриальным, то есть представлял генетическую последовательность, передающуюся по материнской линии. Сейчас к нему добавилась информация о ядерной ДНК, содержащей большую часть генетических сведений о виде.
Мейер с коллегами исследовали ДНК, которая была выделена из зуба и кусочка лопаточной кости, предусмотрительно замороженных в 2006 году, когда ученые еще не владели техникой анализа древней ДНК, полностью исключающей попадание в нее современного материала. Как пишут авторы в последней публикации, гоминины сима фактически являются ранними неандертальцами. Их возраст и сравнительный анализ ДНК предполагают, что ранние предшественники современных людей разошлись с предками неандертальцев в промежутке от 550 тысяч до 765 тысяч лет назад. Это слишком давно для того, чтобы общим предком двух видов был Homo heidelbergensis, как предполагалось два года назад. Общего предка сима и современных людей следует искать в популяции, которая жила от 700 тысяч до 900 тысяч лет назад, считает эксперт-палеоантрополог Nature News Мария Мартинон-Торрес (Maria Martinón-Torres) из Университетского колледжа Лондона (University College London). Наиболее вероятный кандидат, по ее мнению, Homo antecessor, живший 900 тысяч лет назад и оставивший свои кости в Испании, в том случае, если этот же вид обнаружится в Африке или на Среднем Востоке.
Фото с сайта: www.nature.com