Доктор из кластера. Медицинское образование прибавит в мобильности.

Учить, исследовать, лечить на высоком уровне, объединив учебный, научный и материально-технический потенциалы, — таковы задачи нового научно-образовательного медицинского кластера “Северо-Кавказский”.

Кластер объединил четыре вуза Минздрава: Ставропольский государственный медицинский университет, определенный координатором, Дагестанскую и Северо-Осетинскую государственные медицинские академии и Пятигорский медико-фармацевтический институт — филиал Волгоградского государственного медицинского университета. В кластер также вошли профильные подразделения четырех вузов Минобрнауки — медицинские институты Чеченского госуниверситета и Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии (Карачаево-Черкесия), а также медицинские факультеты Кабардино-Балкарского и Ингушского госуниверситетов. 
Сегодня в стране формируется 13 подобных научно-образовательных медицинских кластеров: 11 территориальных и 2 специализированных — химико-фармацевтический и стоматологический. С инициативой их создания выступил Минздрав РФ. Повод — объединить материально-техническое оснащение вузов, которых сегодня у федерального ведомства 46 в 37 субъектах РФ. Но только 24 из них имеют собственные клинические базы с достаточным количеством коечного фонда. Еще более пестрая картина с профильными подразделениями высших учебных заведений Минобрнауки. Что подтверждается результатами аудита потенциала вузов — участников НОМК “Северо-Кавказский”. Он не только разный, но на некоторых направлениях это различие значительно. 
В НОМК уже определены сектора его развития: образовательный, дополнительного профессионального образования, научно-исследовательский, инновационной и международной деятельности, лечебной, воспитательной и социальной работы, сформированы рабочие группы развития секторов. 
Как заявила директор Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава Татьяна Семенова, которая недавно выступила на заседании Координационного совета Северо-Кавказского кластера, главная задача этого процесса — формирование единого образовательного пространства. Академическая мобильность внутри страны недостаточна. Куда интенсивнее обмены преподавателями и студентами с иностранными вузами. Объединение в кластеры позволит существенно повысить внутри- и межвузовскую академическую мобильность, что в конечном итоге благотворным образом скажется на качестве подготовки специалистов. По мнению руководителя департамента, такой подход особенно актуален в связи с переходом к принципиально иной процедуре допуска к медицинской деятельности — аккредитации специалистов. Компетенции, которыми они должны владеть, в том числе и умение общаться с пациентами, можно приобрести только в ходе обучения “у постели больного” в стационарах, которые есть у образовательных учреждений. 
Как отмечает проректор по международной и межрегиональной деятельности Ставропольского государственного медицинского университета Карэн Амлаев, при разработке программы развития кластера учитывается также специфика территорий, на которых он формируется, — этническая, религиозная, климато-географическая. Так, на территории НОМК “Северо-Кавказский” расположены разные национальные республики, особый курортный регион Кавказских Минеральных Вод. Есть и другие особенности. Все они накладывают отпечаток на выбор приоритетных направлений развития кластера, которые учитывались в ходе разработки его программы. Плюс итоги аудита, позволившие прогнозировать возможные “точки роста”, сферы совместных интересов. Более того, СтГМУ, как координатор проекта, уже предложил в процессе его реализации по приоритетным направлениям выйти на межкластерное взаимодействие, что ценно с точки зрения обмена идеями и технологиями.
Станислав ФИОЛЕТОВ

Нет комментариев