Средство пересборки. Проект 5-100 изменит всю высшую школу?

На недавнем заседании Правительства РФ первым обсуждался вопрос о развитии ведущих университетов. Напомнив, что к 2020 году не менее пяти российских вузов должны вой-ти в ТОП-100 международных рейтингов, глава правительства Дмитрий Медведев подчеркнул, что “рейтинги нужны не ради самих рейтингов, а для качества подготовки специалистов”, и обратил внимание на важность продвижения в международных рейтингах нестоличных вузов. 
С 2013 по 2015 год от вузов было подано 88 заявок на участие в Проекте 5-100. На субсидии победителям (21 вуз) уже было выделено 30 млрд рублей. В текущем году, по словам Д.Медведева, на эти цели преду-смотрено 11 млрд рублей. Проект о распределении субсидий, подготовленный Минобрнауки РФ, был представлен главе правительства министром Дмитрием Ливановым. Но прежде министр доложил, что делается правительством для повышения конкурентоспособности вузов: утвержден план мероприятий по развитию ведущих университетов, зафиксированы объемы государственной поддержки, утверждены правила распределения и предоставления суб-
сидий… 
Результаты Проекта 5-100 министр охарактеризовал как “серьезные и положительные”. За три года в вузах 5-100 общее число публикаций в международных научных журналах выросло в 2,5 раза, число высокоцитируемых публикаций (верхние 10%) — в 3,5 раза. Удвоилось число иностранных студентов, а число сотрудников, имеющих опыт работы в ведущих мировых университетах, увеличилось более чем в 10 раз. Как следствие, за этот срок число вузов 5-100, участвующих в мировых университетских рейтингах, выросло с 5 до 13, при этом в ТОП-400 этих рейтингов входят пять университетов. А в международных предметных рейтингах вузы 5-100 уже 14 раз попадали в ТОП-200. 
Ключевым для развития образовательных программ и научного потенциала университетов Д.Ливанов считает усиление международной кооперации. “Международное сотрудничество — способ быстрого восполнения дефицита компетенций”, — подчеркнул он. 
 Сейчас, по словам министра, акцент в Проекте 5-100 ставится на поддержке не общесистемных мероприятий, как раньше, а отдельных приоритетных направлений и структурных подразделений вузов, которые обеспечат быстрое развитие по этим направлениям. Университеты 5-100 ориентируют на решение не только текущих, но и перспективных, в том числе практико-ориентированных, задач, с горизонтом планирования от трех до пяти и более лет. Наконец, важным направлением деятельности Д.Ливанов назвал распространение лучших практик проекта: на ежеквартальные мероприятия университетов 5-100 по обмену опытом с прошлого года приглашаются все вузы страны. 
Говоря о трансформации университетов 5-100, ректор Томского госуниверситета Эдуард Галажинский подчеркнул, что программа повышения конкурентоспособности вузов — не просто субсидиарная поддержка их развития, а “очень мощное средство пересборки российского образования и выхода его на авангардные позиции”. Субсидии составляют 10-15% от общего бюджета университетов, а показатели развития вузов выросли от двух до пяти раз. Так, если в 2013 году у ТГУ было 400 публикаций в высокорейтинговых журналах, то в 2015-м этот показатель увеличился до 2200, причем половина — публикации в лучших журналах мира. Таким образом, считает Э.Галажинский, сотрудники университета осваивают новые стандарты международной научно-образовательной деятельности. 
“На мой взгляд, сама программа является мощным стимулом, драйвером формирования сообщества ведущих российских университетов, обмена опытом и в некотором смысле зоной ближайшего развития всей системы российского образования”, — отметил ректор ТГУ. 
То, что “программа работает”, подтвердил и Сергей Кириенко, гендиректор госкорпорации “Росатом”. Он привел данные по росту показателей развития и продвижению в международных рейтингах профильного вуза отрасли МИФИ. Но главное, участие в Проекте 5-100 изменило психологию людей: “до этого, при всем уважении к нашим университетам, это все-таки были бюджетные, затратные учреждения”, а сейчас люди там “рассуждают на том уровне, на котором рассуждают корпорации, конкурирующие на рынке”. С.Кириенко считает это “самым качественным и крайне важным изменением”. 
Президент РАН Владимир Фортов не удивился впечатляющему росту показателей развития вузов, а объяснил его эффектом роста: “Когда вы стартуете с низкого уровня, любая дельта много значит”. Чтобы сохранить высокий темп развития, считает В.Фортов, нужно шире использовать возможности академии. Нельзя сказать, что РАН совсем не участвует в этом процессе. Сегодня 30% публикаций, заметных на международном научном ландшафте, делаются совместно учеными РАН и университетов. Но, счел необходимым добавить академик, есть и другие цифры: вузы, составляющие 19% от всех структур, проводящих исследования, дали 41% публикаций. Для учреждений РАН же эти цифры составили 14 и 60% соответственно. “Соединить академическую часть с вузовской — по-моему, это задача на будущее”, — подчеркнул В.Фортов. И добавил, что Академия наук готова этим заниматься. У РАН есть потенциал, и он должен быть использован. 
— Комментариев больше нет? Тогда будем считать, что все-таки мы находимся, несмотря на различные нюансы, на правильном пути по развитию ведущих университетов, — подытожил Дмитрий Медведев. — Мы должны делать все для того, чтобы развивалась университетская наука. 
Наталия БУЛГАКОВА,
Андрей СУББОТИН

Нет комментариев