За кампанию с компаниями. Работодателей призвали включиться в борьбу с дефицитом ИT-специалистов.

В России крупнейшая в мире интернет-аудитория: ее объем превышает 80 млн человек, и более 60 млн ежедневно выходят в Сеть. При этом обучение ИT-специалистов в объеме, необходимом для развития нашего технологического сектора, — задача, требующая безотлагательного решения. Состояние системы подготовки кадров данного профиля и перспективы ее совершенствования в течение последнего месяца неоднократно обсуждали представители органов профобразования, отраслевых компаний и общественных структур. На форуме “Интернет + Образование”, организованном Институтом развития Интернета (ИРИ), председатель Комитета ГД РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин заявил о тревожащих перспективах кадрового обеспечения отрасли. “В 2020 году прогнозируется критическая нехватка молодых специалистов в сфере ИT. Количеством абитуриентов, которые сегодня поступают на соответствующие факультеты университетов, этот спрос удовлетворить невозможно”, — сказал он. 

Между тем, как сообщил заместитель министра образования и науки РФ Александр Климов, дефицитные кадры сегодня готовят в 450 вузах. По его словам, объем контрольных цифр приема по этим специальностям ежегодно растет. В 2014 году на обучение ИT-специалистов было выделено 28 тысяч бюджетных мест, в 2015-м — 32 тысячи. Увеличивается и прием в аспирантуру. Но проблема в том, что не в каждом университете студенты получают подготовку приемлемого уровня. Чтобы объективно оценить предлагаемые сегодня программы, замминистра призвал организовать их общественно-профессиональную аккредитацию.
Затронув тему электронного и дистанционного образования, Александр Климов доложил, что Минобрнауки на данный момент обеспечило нормативную базу для его применения как на высшем, так и на общеобразовательном уровнях обучения. В конце этого года будет запущен проект “Российская электронная школа”, который, по словам замминистра, “даст возможность школьникам получать общее образование (полностью или частично) с использованием дистанционных технологий”. Весьма востребован национальный портал “Открытое образование”, созданный по инициативе восьми ведущих университетов России (МГУ, НИТУ “МИСиС”, НИУ “Высшая школа экономики” и др.) и заработавший в конце прошлого года. По данным А.Климова, сейчас на этой платформе доступны порядка 90 образовательных курсов, разработанных в соответствии с ФГОС и требованиями к вузовским программам, а число учащихся превысило 100 тысяч человек. 
Замминистра поддержал предложение заместителя председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Людмилы Боковой сформировать современную концепцию информатизации системы образования. По мнению сенатора, ее следует выстраивать “как отрасль педагогической науки — со своими принципами, терминами, понятиями”. Концепция должна включить, в частности, разработку методов моделирования и концептуального проектирования процессов информатизации системы образования, содержания и методологии преподавания знаний, умений, навыков по использованию информационных технологий, создание автоматизированных систем обучения и их компонентов, а также контроль за использованием ИT в этой сфере. “Нужно исследовать влияние информационных технологий на качество образовательной деятельности и ввести изучение основ кибербезопасности”, — считает Людмила Бокова. 
По мнению советника Президента РФ, председателя Совета ИРИ Германа Клименко, усовершенствовать информационную среду и повысить привлекательность ИT-профессий поможет карта вузовских кафедр данного профиля. Обратив внимание на то, что “зарубежные компании чаще, чем отечественные, принимают участие в подготовке наших студентов”, он сообщил о намерении ИРИ провести мониторинг реального положения дел: “Посмотрим, в партнерстве с какими ИT-компаниями созданы эти кафедры, сколько студентов там обучаются. Мы приглашаем представителей крупных работодателей в этой сфере — “Яндекс”, Mail.ru, Rambler — принять участие в исследовании. Рассчитываем также на сотрудничество с Общероссийским народным фронтом, их технологии и опыт по сбору информации очень пригодятся. Надеемся, что результаты мониторинга помогут выполнить поручения Президента РФ, данные им по итогам форума “Интернет Экономика 2015”, состоявшегося в декабре прошлого года”. Напомним, что Владимир Путин призвал задействовать возможности Интернета в качестве драйвера модернизации страны и поручил сформировать направления развития значимых отраслей (медицина, строительство, финансы, образование, ЖКХ, транспорт и др.) с использованием информационных технологий. Площадкой для межотраслевого диалога, совместной работы экспертов и формирования “дорожных карт” стал ИРИ. 
Директор Регионального общественного центра интернет-технологий Сергей Гребенников, уделивший на декабрьском форуме особое внимание проблеме слабой цифровой грамотности преподавателей ИT, на этот раз сделал акцент на необходимости активного привлечения солидных интернет-компаний к образовательному процессу и “создания механизмов социального заказа на специалистов”.
Текущую версию “дорожной карты” “Интернет + Образование” представил на форуме директор фирмы “1С” Борис Нуралиев (руководитель рабочей подгруппы “Интернет + Образование”). Систему образования он назвал “главным смежником” софтверной индустрии, а квалифицированных специалистов — ее основным ресурсом и одновременно “узким местом”. Руководитель “1С” сообщил, в частности, о том, что план мероприятий по этому направлению дополнен сертификацией электронных учебных материалов для школ при участии независимого центра экспертизы, а также созданием общественного (национального) рейтинга онлайн-курсов и образовательных сервисов в сети Интернет — прежде всего, для системы профессионального и дополнительного образования. 
Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев