Среду — обитателям. Вузам пообещали комфортные кампусы.

Повышение качества образовательного процесса путем создания инновационной и технологической среды университетских кампусов — миссия проекта “5 программ”, запущенного Минобрнауки в 2015 году. Первый опыт его реализации, а также вопросы внедрения системного подхода к управлению имущественными комплексами вузов обсудили на семинаре-совещании в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). 
Напомним, что пять программ проекта — это “Менеджмент имущества: общая организация управления имуществом высших учебных заведений”, “Экономика кампуса: эффективность, нормирование и экономическая модель”, “Управление оборудованием: работа ресурсов”, “Эффективный кампус: лучшие процессы в кампусе”, а также “Модернизация кампуса: механизмы государственно-частного партнерства”. Координируют эти проекты пять вузов, назначенных управляющими и соуправляющими проекта. Это Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, Национальный исследовательский технологический университет “МИСиС”, Южный федеральный университет, Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ) и Национальный исследовательский Московский строительный университет (НИУ МГСУ).
Круг проблем в сфере управления вузовским имуществом на совещании обозначили ректор РАНХиГС Владимир Мау, обратившийся к участникам с приветственным словом, а также представители вышеупомянутых университетов, доложившие о ходе реализации проекта “5 программ”. Как следовало из выступлений, нерешенных вопросов здесь остается еще много. Среди названных проблем — недостроенные университетские здания, перегруженность отчетными формами, отсутствие у администрации вузов четких регламентов управленческой работы, а подчас и реального представления об имеющемся имущественном комплексе, и формальный подход к разработке программ его развития. Было также упомянуто, что в 15% вузов страны не утвержден реестр имущества, а в 8% нет программ использования и развития имущественного комплекса. Назрел переход от “директивного” к системному управлению, то есть через развитие и внедрение системы стандартов. 
Заместитель министра образования и науки РФ Екатерина Толстикова выделила пять основных проблем в данной сфере, в том числе низкое качество администрирования имущественных объектов, неэффективное использование наукоемкого оборудования, отсутствие экономической культуры управления кампусом, а также указала на высокую потребность в модернизации инфраструктуры высших учебных заведений. Она подчеркнула, что для эффективного управления вузами необходима соответствующая профессиональная среда. “В числе наших основных задач — учреждение Национальной ассоциации управляющих кампусами”, — заявила замминистра. Цель ассоциации — разработка и внедрение эффективных механизмов управления имуществом организаций образования и необходимых для этого стандартов, а также контроль за их применением. В рамках ее работы запланировано проведение исследований в области функционирования и развития университетских кампусов и формирование банка данных лучших управленческих практик. 
Как было отмечено в докладе представителя НИУ МГСУ, инициатива министерства по применению механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) для модернизации имущественных комплексов вузов обоснована, в частности, опытом ряда стран, где таким образом удалось эффективно решить схожие инфраструктурные проблемы. К тому же это достаточно проработанная экономическая концепция. После сбора заявок вузов, нуждающихся в обновлении материальной базы, выяснилось, что для ее модернизации необходим 
1 триллион 100 миллиардов рублей. Использование ГЧП может, по мнению участников проекта, решить проблему недостатка финансирования — в федеральном бюджете текущего года такой объем средств на эти цели не предусмотрен. 
Модель эффективного кампуса представил на совещании первый проректор МАМИ Никита Анисимов. Она дает больше возможностей для успешных коммуникаций и взаимодействия его обитателей и предусматривает применение технологий здоровье- и энергосбережения, увеличение производительности труда сотрудников вуза, а также экономичное использование площадей и повышение комфортности рабочих мест и жилых помещений. Кампус современного предпринимательского университета, по определению Н.Анисимова, должен быть построен и спроектирован как “открытая, органичная и безбарьерная среда, ускоряющая любые транзакции”, где и жить удобно, и работа в радость. 
В МАМИ реализуют комплексный подход к организации территории университета, применяя, к примеру, тематическое зонирование. Обновления затронули зоны для отдыха и занятий спортом, радикально изменилась концепция библиотеки: теперь это не книгохранилище, а особое информационное и социально-образовательное пространство кампуса. В процессе перепланировки аудиторий, лабораторий, компьютерных классов использовались идеи студентов, которым для реализации собственного видения предоставили целый этаж одного из университетских корпусов. 
По мнению Екатерины Толстиковой, грамотно управлять университетским комплексом должен “человек, который понимает, что такое вуз… и что самые главные люди в университете — это студенты и преподаватели”. Должность этого человека будет называться “кампус-менеджер”.
Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев