Поиск - новости науки и техники

По канонам систематики. Как прогресс науки влияет на музей.

В Зоологическом институте РАН открылась выставка “Зоологический музей и история систематики: 300 лет перемен”. Она развернута на хорах первого зала институтского музея и приурочена к нескольким юбилеям, которые отмечаются в этом году. Это 300-летие покупки Петром I первой крупной зоологической коллекции у голландского аптекаря Альберта Себы, 275-летие со дня рождения академика Петра Симона Палласа, давшего первое описание животного мира нашей страны, и 110-летие со дня рождения крупного морфолога академика Артемия Иванова. Выставка рассказывает о том, как развитие систематики отражалось на экспонировании зоологической коллекции Академии наук за все периоды ее существования – от Кунсткамеры до наших дней.
Идея выставки возникла в связи с празднованием 300-летия первого отечественного музея – Кунсткамеры, в состав которого входила значительная по объему зоологическая коллекция, попавшая с течением времени в состав собрания Зоологического института РАН и его Зоологического музея. Еще одним поводом послужила прошедшая на базе ЗИН РАН масштабная конференция и школа по сравнительной анатомии, собравшая специалистов, работающих с новейшими методами исследований в области систематики. 
Выставка включает четыре раздела. Каждый из них посвящен одному столетию истории зоологического собрания Академии наук. В разделе XVIII века представлены материалы, реконструирующие размещение собрания в тех зданиях, в которых оно тогда находилось: от Людских покоев Летнего дворца Петра I до Кикиных палат, Кунсткамеры, дома Демидова. 
Для предметного ряда были подобраны экспонаты из постоянной музейной экспозиции, которые с высокой долей вероятности являются теми предметами, которые Петр приобрел у голландского аптекаря Альберта Себы в 1716 году. Демонстрируются также книги и специальные работы, посвященные этому периоду истории зоологического собрания. На XVIII век пришелся коренной перелом в экспонировании зоологических материалов: от системы Аристотеля, отразившейся в структуре первого каталога Кунсткамеры, перешли к системе Линнея.
В разделе XIX века нашли отражение материалы по истории экспозиции, развернутой первоначально в том же здании Кунсткамеры, а в 1830-е годы переместившейся в Музейный флигель академии. Здесь много новых, никогда ранее не экспонировавшихся изображений музейных коллекций того периода. Среди них – виды выставок Н.Пржевальского, экспозиция ротонды 1877 года и т.д. 
С приходом в академию Федора Брандта и выделением зоологической коллекции в отдельный Зоологический музей в 1832 году и до самого конца столетия экспозиция располагалась по системе Жоржа Кювье, имелся не только Систематический раздел, но и Сравнительно-анатомический раздел, или, как его называли, Зоотомический музей. Предметный ряд составляют источники и некоторые статьи по истории музея этого времени.
В разделе XX века демонстрируются материалы, отражающие два существенных преобразования в систематической коллекции. Переезд музея в новое здание у Дворцового моста, начавшийся в 1896 году, ознаменовался последовательной расстановкой коллекции от низших животных к высшим, что отразило влияние эволюционных идей. Наступившие затем перемены были инспирированы властями в ходе реформы Академии наук 1929-1934 годов. Система отделила первичноротых животных от вторичноротых, приняв во внимание достижения сравнительной эмбриологии. В послевоенный советский период под руководством В.Дубинина, А.Иванова, Д.Наумова таксономическая структура коллекции обрела современный вид. С 1989 года коллекция беспозвоночных стоит по 7-му изданию учебника В.Догеля. 
Экспозиция, посвященная XXI веку, носит дискуссионный характер. Известно, что с 1960-х годов подходы к классификации претерпели два революционных преобразования, связанных с работами Хеннига и с появлением молекулярной филогенетики, развитие которой существенно видоизменяет систему, основанную на триаде сравнительной анатомии, эмбриологии и палеонтологии. Систематическая экспозиция Зоологического музея, как один из видов научной публикации, призвана отражать текущие представления о характере разнообразия животных. В какой мере устоялись новейшие взгляды, каким образом пропагандировать их музейными средствами – вопрос, который ставит перед посетителем эта часть экспозиции.
Надежда СЛЕПКОВА
Фото с сайта Зоологического музея РАН

Нет комментариев