Поиск - новости науки и техники

Им зачтется. Студенческая оценка отразится на репутации вузов.

Доступность информации об университете, ее полнота и актуальность, взаимодействие студентов с администрацией по телефону, электронной почте или другим электронным средствам связи, возможность вносить предложения по улучшению работы вуза и получать сведения о ходе их рассмотрения – по этим основным критериям оценили информационную открытость учреждений высшего образования авторы нового исследования, организованного МИА “Россия сегодня”. Кроме того, в его рамках был изучен студенческий опыт, отражающий степень комфортности обучения в том или ином вузе. Результаты мониторинга, осуществленного экспертами при поддержке Минобрнауки РФ и ставшего одним из мероприятий по независимой оценке качества образования (НОКО), были представлены в ходе пресс-конференции, состоявшейся на площадке агентства.
Как рассказала руководитель проекта “Социальный навигатор” МИА “Россия сегодня” Наталья Тюрина, работа авторов исследования основывалась на положениях Федерального закона №256-ФЗ, а также на методических рекомендациях по расчету показателей НОКО, утвержденных Министерством образования и науки в сентябре этого года. Участниками мониторинга стали 503 университета, как подведомственных Минобрнауки, так и отраслевых. 
Исследуя информационную открытость вузов, эксперты анализировали их сайты. Также в течение двух недель методом анкетирования (на сайте МИА “Россия сегодня”) были опрошены 108 тысяч респондентов – студентов (80%), их родителей, преподавателей университетов, охваченных мониторингом. В итоге получено 103,5 тысячи анкет (в том числе 88 тысяч от студентов), в которых по десятибалльной шкале дана оценка спектра реализуемых в вузах программ, условий для реализации творческих способностей учащихся, доброжелательности и вежливости сотрудников, их компетентности, а также качества образовательной деятельности. По словам Натальи Тюриной, обращений на сайт было вдвое больше, однако по неизвестным причинам не все из тех, кто зарегистрировался, приняли участие в опросе. Она сообщила, что, как правило, респонденты положительно отзывались о таких сторонах университетской жизни, как вежливость и доброжелательность сотрудников, их компетентность, а также о материально-техническом обеспечении своих вузов. Нередко с нареканиями оценивались общежития и кампусы, однако и здесь в целом картина неплохая. Чаще всего критические ответы давались на вопросы об обращениях к администрации, много нелестных отзывов и о вузовских сайтах. Между тем, как отметила Наталья Тюрина, в целом лояльность студентов и их семей к учреждениям высшего образования в стране весьма высока, поскольку почти все участники опроса рекомендовали бы свой университет родным и знакомым.
Вузы, набравшие в итоге не менее девяти баллов, вошли в список 67 лучших. Редактор проекта подчеркнула, что речь не идет о рейтинге: все эти вузы получили высокую оценку потребителей образовательных услуг, и в таблице они расположены по алфавиту.
“Уверен, что таких массовых опросов у нас в стране до этого момента не было”, – заявил директор Департамента стратегии, анализа и прогноза Минобрнауки РФ Григорий Андрущак. По его словам, сделанная составителями мониторинга выборка оказалась “больше, чем у Росстата”. Каждый вуз в среднем был представлен порядка 200 респондентами. Он также отметил, что среди университетов, попавших в список лучших, только 12 представляют Москву и Санкт-Петербург. “Это означает, что региональные вузы проводят большую работу по выстраиванию отношений со своими студентами”, – заметил он. 
Самый высокий интегральный показатель (8,64) – у вузов социально-юридического профиля, получивших наибольшие средние баллы за открытость и удовлетворенность студентов качеством образовательной деятельности. На втором месте по общей результативности (8,58) – медицинские вузы с самым доброжелательным персоналом, далее идут педагогические (8,51) и классические (8,5) университеты. На пятом месте – технические (8,19). Интегральный показатель ниже восьми баллов набрали университеты социально-экономического, гуманитарного, физкультурного, архитектурного и аграрного профилей.
Представители отраслевых министерств и ректоры подведомственных им вузов, принявших участие в презентации итогов мониторинга, единогласно одобрили проект. Все отмечали, что получили полезную возможность увидеть работу своего сегмента высшего профессионального образования в новом ракурсе. Директор Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Министерства здравоохранения РФ Татьяна Семенова выразила удовлетворение показателями университетов своего ведомства, доля которых в списке лидеров превысила 13% от общего числа (девять вузов). Директор департамента заявила, что Минздрав поддерживает подобную оценку, которая в конечном итоге способствует улучшению системы подготовки кадров. “Работа отличная, она даст много материала для размышлений как вузам, так и учредителям, надо продолжать”, – сказала Татьяна Семенова. 
Конкуренцию университетам Минобрнауки в перечне лучших составили и аграрные вузы, занявшие шесть позиций. Замминистра сельского хозяйства РФ Елена Астраханцева назвала мониторинг необычным. “Как правило, наши вузы оценивали органы власти, работодатели, и на виду оказывались наиболее активно развивающиеся университеты, – отметила она. – Теперь мы должны посмотреть на ситуацию другими глазами – глазами студентов и обязательно обратить больше внимания на вузы, превысившие показатель в девять баллов. Мониторинг дает нам новый интересный опыт, и я надеюсь, что он будет использован, а исследование продолжится”.
Порадовало ректоров и то, что студенты, отзываясь о своих альма-матер, сумели выделить и объективно оценить наиболее значимые стороны их работы, не ставя на первый план трудности, неизбежно сопровождающие учебный процесс. Как разъяснил заместитель министра образования и науки РФ Александр Повалко, система независимой оценки качества образования не влияет на лицензирование деятельности образовательных организаций. При этом “результаты проведения НОКО должны быть в обязательном порядке рассмотрены учредителем, и на основе этих результатов он может принимать административные решения”. 
Информацию, полученную по итогам мониторинга, можно использовать и при составлении различных рейтингов. Замминистра подчеркнул, что помимо оценки со стороны студентов, их семей и других потребителей образовательных услуг министерство теперь имеет возможность для выявления и тиражирования лучших практик. “На мой взгляд, для старта этой системы получены достаточно качественные результаты”, – заключил Александр Повалко. В следующем этапе мониторинга, как было обещано спикерами пресс-конференции, с большой долей вероятности примут участие негосударственные университеты, а также вузы, находящиеся в настоящий момент в стадии реорганизации.
Татьяна Возовикова

Нет комментариев