В адекватном отражении. Вузы оценили по успехам выпускников.

На днях стало известно, выпускники каких вузов мира наиболее успешны в трудоустройстве по версии компании Quacquarelli Symonds (QS). В тройку лидеров ее эксперты включили Стэнфордский университет (США), Массачусетский институт технологий (США) и Университет Цинхуа (КНР). Если то обстоятельство, что Кембридж (5-е место) и Оксфорд (8-е) уступили в новом глобальном рейтинге Университету Сиднея (4-е), можно считать не вполне ожидаемым результатом, то последовательность расположения российских вузов сюрпризом не стала.

Всего в QS Graduate Employability Rankings 2017 (Рейтинг мировых университетов по параметрам трудоустройства выпускников) вошли 300 университетов, включая семь наших. До первой сотни никто из них не дотянул, лучшие — МГУ и Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) — получили места в группе 101-150. Напомним, что в конце 2015 года были опубликованы итоги пилотного проекта этого рейтинга, согласно которым МГУ входил в ТОП-100 (место 91-100). А вот Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова (РЭУ), показавший тогда 314-й результат, сумел значительно улучшить свои “пилотные” показатели: вместе с Санкт-Петербургским государственным университетом они заняли позиции в диапазоне 151-200. Вузы — участники Проекта 5-100 — Московский физико-технический институт, НИУ “Высшая школа экономики” и Национальный исследовательский технологический университет “МИСиС” (НИТУ “МИСиС”) — разместились в третьей сотне (201+).
Методика рейтинговой оценки предусматривает следующие критерии: репутация университета среди работодателей, их присутствие на кампусе и партнерство со студентами, а также трудоустройство (в первые 12 месяцев после окончания вуза) и успешность выпускников. По отдельным показателям наши вузы набрали максимальное число баллов. Так, 100 баллов по критерию “трудоустройство” заслужил МГИМО, столько же у НИТУ “МИСиС” за организацию взаимодействия студентов с работодателями, а у РЭУ по этому же индикатору — 99,8 балла. МГУ получил очень высокую оценку за успешность выпускников — 99,9 балла.
Руководитель экспертов QS Бен Соутер отметил, что наибольших успехов в трудоустройстве выпускников, как правило, достигают вузы, в основном реализующие программы по естественным наукам, технологии, инженерии и математике. Однако МГУ и МГИМО, по его словам, показали пример того, как университеты иной профильной направленности также могут готовить высоковостребованных специалистов. 
“Сегодня Московский университет — не только признанный лидер в фундаментальном, классическом образовании. Мы в значительной степени ориентируемся на подготовку высококлассных практиков для разных областей деятельности, — пояснил в своих комментариях к рейтингу ректор МГУ Виктор Садовничий. — Уже во время обучения им предоставляется возможность пройти стажировку в лучших российских и зарубежных компаниях, государственных структурах и получить ценный практический опыт”. 
Подчеркивая актуальность международной оценки взаимодействия вузов с работодателями, ректор НИТУ “МИСиС” Алевтина Черникова назвала новый рейтинг QS “адекватно отражающим реальность” и сообщила, что ее университет постоянно занимается созданием новых образовательных программ, внедряет проектный подход на всех уровнях обучения, а план практик и стажировок разрабатывает совместно с партнерами из реального сектора экономики, чтобы быть в тренде меняющейся конъюнктуры ее потребностей. 
Свой взгляд на новый продукт QS опубликовал и руководитель проекта “Национальный рейтинг университетов” Интерфакса Алексей Чаплыгин (http://univer-rating.ru/txt.asp?rbr=56&txt=Rbr56Text2640&lng=0). Он, в частности, считает, что “базируясь на оценках трудоустройства выпускников и их карьерных достижений, можно отойти от изначально “зашитой” в рейтинговые технологии направленности на исследовательские миссии мировых университетов и сгладить тем самым различия в позициях между исследовательскими и “прочими” вузами, которые несут важнейшую образовательную миссию”. По мнению эксперта, примененная QS методика имеет ряд недостатков, что ведет в том числе к недооценке наших высших учебных заведений. В то же время рейтинг “вскрывает не только слабости национальной системы высшего образования, но и слабости и неразвитость рынка квалифицированного труда”.
Татьяна Возовикова

Нет комментариев