Поиск - новости науки и техники

Девичьи фамилии. Ждать ли нашествия женщин в науку?

В России девочки начинают интересоваться точными науками в десять лет, а их европейские ровесницы – годом позже. В исследовании “Влияние точных наук и научно-естественных дисциплин на выбор профессий среди школьниц в странах Европы”, недавно опубликованном компанией Microsoft, была сделана попытка определить, насколько девочки, вопреки сложившемуся стереотипу, тяготеют к естественнонаучным предметам. Презентовали результаты в рамках ток-шоу “Не женское это дело?”, организованного в одном из столичных ресторанов при поддержке Microsoft и журнала Glamour.

Исследование по заказу Microsoft провели агентство KRC Research и коммуникационная группа Creation в августе – сентябре 2016 года. В нем приняли участие 9500 девушек в возрасте 11-18 лет из Италии, Германии, Финляндии, Франции, Великобритании, Ирландии, Польши, Голландии и России. В нашей стране было опрошено 1500 человек. 
Согласно полученным данным, поколение “Z” (так сегодня называют молодежь до 18 лет) может стать первым поколением “равных возможностей”, которое подарит миру большое количество женщин-лидеров в области науки, технологий и инженерии.
Более 60% российских девушек считают, что знания математики, физики и информатики пригодятся им в жизни. Авторы исследования объясняют это положительным влиянием родителей и существующим подходом к образованию в России. В среднем же по Европе примерно 40% девочек осознают практическую значимость предметов, в основе которых лежат точные науки и естественнонаучные дисциплины. Европейские девушки часто принимают участие в факультативных мероприятиях: викторинах, хакатонах, экспериментальных сессиях. В России же единственными доступными интеллектуальными соревнованиями для школьников до сих пор считаются олимпиады. 
– Есть одно “но” – с возрастом интерес к наукам угасает, – отметила член совета директоров Microsoft в России Марина Левина. – В ходе опроса выяснилось, что интерес к точным наукам девочки теряют в 15-16 лет. Вопрос в том, как его сохранить. И тут есть несколько основных проблем, решив которые мы сможем предотвратить расхолаживание молодежи по отношению к миру науки. 
По словам Марины Левиной, в первую очередь женщин к увлечению наукой подталкивают примеры для подражания. И здесь в качестве “муз” могут выступать сами родители и учителя. Таким образом, взрослые за пять лет должны успеть основательно привить ребенку интерес к точным предметам. Еще молодежь прислушивается к блогерам, это тоже надо иметь в виду.
Кстати, стремление родителей мотивировать своих детей к глубокому изучению точных наук отмечают 60% девушек из России. Это самый высокий показатель по Европе. В остальных странах этот показатель в среднем составляет 43%.
Еще один важный фактор при выборе предметов, с которыми ребенок может связать свое будущее, – это возможность творческой реализации. Для девочек она очень важна. 
В целом же, по уровню осознания важности точных наук Россия пока опережает европейские страны – в РФ соответствующий показатель превышает 50%. При этом большинство девушек реально понимают, что такие знания им пригодятся в жизни. Россиянкам в спину дышат по всем показателям лишь финки и ирландки. 
Еще один любопытный факт: россиянки больше сконцентрированы на школьной успеваемости, чем европейские девушки. Наши соотечественницы считают, что в будущем получить хорошую высокооплачиваемую работу можно только благодаря полученным знаниям по таким предметам, как математика, физика, информатика и другие.
Как бы там ни было, молодые девушки во всех странах верят, что они могут добиться успехов в любой отрасли, однако понимают, что в некоторых профессиях существуют гендерные стереотипы. При этом 60% респонденток не согласны с тем, что только мальчики обладают природной склонностью к точным наукам. Девушки поколения “Z” убеждены: их поколение будет свободным от гендерных стереотипов.
Татьяна ЧЕРНОВА
Фото Николая Степаненкова

Нет комментариев

Загрузка...