Напряженность в сопряжении. Программы СПО и ВПО не успевают за новыми профстандартами.

Проблемы привязки образовательных стандартов к профессиональным стали одной из ключевых тем Второго Всероссийского форума “Национальная система квалификаций России”, на днях состоявшегося в Москве. Мероприятие провели Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (далее — Национальный совет) совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), Минтрудом РФ и Минобрнауки РФ. Форум собрал почти тысячу представителей сфер бизнеса и образования, советов по профессиональным квалификациям, а также органов власти, и это, как отметил в своем приветственном слове президент РСПП, председатель Национального совета Александр Шохин, свидетельствует о большом интересе к теме профстандартов — основы национальной системы квалификаций. 
По словам вице-премьера Ольги Голодец, принявшей участие в форуме, “практически каждая отрасль переосмысливает отношение к трудовому потенциалу и тем требованиям, которые предъявляются к работникам, что дает серьезный импульс развитию нашей экономики”. Она также обратила внимание на то, что создание новых ФГОС требует одновременной подготовки необходимых методических материалов и технического оснащения образовательных учреждений. Вице-премьер пообещала, что правительство будет поддерживать законопроекты, направленные на стимулирование предприятий к затратам на развитие колледжей и вузов. Что касается мотивации работодателей к финансированию повышения квалификации сотрудников, то ее, по мнению заместителя председателя Правительства РФ, достаточно: “Если компания заинтересована в своем развитии, она, прежде всего, заинтересована в квалифицированном персонале. Замечу, что работу по переходу на современные стандарты в образовательных учреждениях государство взяло на себя”.
На сегодняшний день утверждено порядка 850 профессиональных стандартов, регламентирующих компетенции специалистов в ряде важных отраслей, включая энергетику, космос, сельское хозяйство, здравоохранение и др. Следующий, 2017 год Александр Шохин назвал ключевым для развития Национальной системы квалификаций. В частности, с января вступит в силу ФЗ “О независимой оценке квалификации” и будет создан реестр, содержащий сведения обо всех элементах системы, включая ее базовую составляющую — профессиональные стандарты, связывающие сферы труда и образования. Министр образования и науки РФ Ольга Васильева, перечисляя приоритеты их взаимодействия, упомянула и формирование ФГОС. “Сейчас актуализированы около 400 образовательных стандартов высшего профессионального образования и 275 — среднего”, — сообщила она. Большое внимание министерство уделяет и приведению образовательных программ в соответствие с современными требованиями. Глава Минобрнауки рассказала, что в режиме открытого доступа начала свою работу автоматизированная информационная система мониторинга результатов их профессионально-общественной аккредитации. 
“Сейчас у нас существует 686 программ СПО, из которых пока только 129 разработаны в соответствии с профстандартами. Из 1103 образовательных программ ВПО аккредитованы только 44. Этот разрыв надо преодолеть, у нас еще большое поле для совместной деятельности”, — сказала Ольга Васильева, заметив также, что для развития кадрового потенциала необходимо сохранить институт наставничества. “У нас есть прекрасные профессионалы, мастера, и нельзя упустить достигнутого ими ранее, чтобы, опираясь на эту базу, двигаться далее — сегодняшняя ситуация требует абсолютно новых подходов”, — напомнила она. Обращаясь к представителям образовательных учреждений, министр призвала их обеспечить студентов “не только профессиональной, но и воспитательной, и нравственной опекой”. 
В рамках форума состоялись несколько заседаний, посвященных независимой оценке квалификаций, влиянию профстандартов на систему профессионального образования и другим темам. В ходе дискуссий выносились на обсуждение наиболее проблемные стороны совместной работы. Так, в ходе одной из ключевых сессий (“Профессиональные стандарты в системе профессионального образования”) выяснилось, что трудности связаны в том числе и с выработкой универсальной модели сопряжения профессиональных и образовательных стандартов, которая приводила бы к необходимым результатам без негативного влияния на сложившуюся систему подготовки. Об этом коллегам рассказал руководитель рабочей группы Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, ректор НИУ “Высшая школа экономики” Ярослав Кузьминов. 
Он напомнил, что требования профстандарта далеко не во всех случаях обязательны для образовательных организаций и ФГОС не всегда должны содержать “прямо перенесенные положения профессионального стандарта”. Такой привязки, к примеру, нет в “академических” ФГОС — по физике, математике и др. “В образовательных стандартах невозможно закрепить все результаты образования, перечень дисциплин и модулей ввиду постоянного изменения науки, технологий, утверждения новых профессиональных стандартов”, — отметил ректор. По его словам, эксперты согласились в том, что “в большей степени положения профстандартов следует учитывать в системе примерных образовательных программ”.
Как сообщил директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александр Соболев, обучение по новым ФГОС высшего образования начнется осенью 2018 года, вузы, абитуриенты и их семьи будут предупреждены об этом заранее, и “никакой “встряски” при введении стандартов не будет”.
Татьяна Возовикова 

Нет комментариев