Больше о хорошем. ФАНО России подвело итоги года.

Последнее в нынешнем году заседание Научно-координационного совета (НКС) при ФАНО России наряду с регулярно участвующим в работе НКС руководителем агентства Михаилом Котюковым посетил и особый гость — помощник Президента РФ Андрей Фурсенко. Речь на мероприятии шла преимущественно о достигнутых в уходящем году успехах и, разумеется, планах на будущее.

Основные результаты работы совета представила начальник Управления академического взаимодействия и обеспечения деятельности НКС Евгения Степанова. Она отметила, что в 2016 году к участию в работе Совета привлекалось более 150 ученых, и призвала научное сообщество быть еще активнее. 
Об итогах работы ФАНО и перспективах на 2017 год рассказал Михаил Котюков. Он сообщил, что агентство традиционно уделяло много внимания вопросам регистрации имущества подведомственных структур. По учреждениям эта работа уже завершается, а вот с предприятиями ситуация сложнее, так как правовая сторона имущественного вопроса для них отрегулирована хуже.
Ситуацию с повышением зарплат ученым в соответствии с известным указом Президента РФ глава ФАНО охарактеризовал как непростую. По итогам года прирост, несомненно, будет, но не все институты смогут достичь показателей, которые заложены в их “дорожных картах”. По данным ФАНО, средняя заработная плата научных сотрудников в 2016 году составила 46,1 тысячи рублей.
В уходящем году продолжалось обновление директорского корпуса: было вновь избрано более трети руководителей организаций. В итоге средний возраст директоров снизился с 63,5 до 58 лет. 
Михаил Котюков привел некоторые данные по результатам трех лет работы ФАНО. Он обратил внимание присутствующих на прирост доли молодых ученых и увеличение числа публикаций исследователей из подведомственных ФАНО институтов в изданиях, индексируемых в базах Web of Science и Scopus. Кроме того, собранные агентством данные позволяют говорить, что сотрудники академических НИИ стали публиковаться в более авторитетных изданиях. Наметилась положительная динамика и в инновационной деятельности, отметил глава ФАНО. Проведенный агентством анализ показал взаимосвязь между долей молодых ученых и результативностью институтов по различным направлениям — публикационной активностью, внедренческим потенциалом. 
Что готовит ФАНО и подведомственным ему организациям грядущий год? Бюджет сократится примерно на 10 миллиардов рублей по сравнению с показателями 2016-го. Михаил Котюков пояснил, что это связано как с новациями в бюджетировании (деньги на высокотехнологичную медицинскую помощь учреждения здравоохранения теперь будут получать из Фонда ОМС), так и с прямым уменьшением финансирования. 
— Будем активно работать над тем, чтобы номинальный объем расходов не снижался, — пообещал глава ФАНО.
Положительный опыт на этот счет у агентства имеется. В текущем году ему удалось “восстановить” уменьшенный в результате секвестра бюджет благодаря привлечению средств на целевые программы. 
Михаил Котюков ответил на вопросы участников встречи. Члены совета, в частности, поинтересовались, какова судьба программ академических НИИ по актуальным направлениям научно-технологического развития страны, рассмотрением и утверждением которых активно занимался НКС. Все поддержанные Советом актуальные направления соответствуют вызовам и приоритетам, указанным в Стратегии научно-технологического развития РФ, заявил глава ФАНО. После ее принятия найти потенциальных заказчиков на такие работы наверняка будет проще, и агентство продолжит этим заниматься.
Прозвучал и традиционный вопрос — об оптимизации документооборота. Михаил Котюков признал, что по некоторым направлениям перегрузка сохраняется. Однако отметил и успехи в деле дебюрократизации. Большая часть отчетности переведена в электронную форму. В институты, регулярно вносящие необходимые данные в информационные системы, поступает гораздо меньше, чем раньше, индивидуальных внесистемных запросов. 
Принял участие в дискуссии и Андрей Фурсенко. Помощник президента упрекнул ФАНО в том, что оно затянуло с оценкой результативности академических организаций. Этим вопросом давно пора заняться, поскольку без понимания, кто есть кто, невозможно двигаться вперед, подчеркнул Андрей Александрович. 
Еще одно его критическое замечание, как ни странно, касалось прозвучавшей в докладе главы ФАНО информации о достигнутых успехах. 
— Мы видим позитив по публикационной активности, по количеству молодежи, но только об этом почему-то никто нигде не говорит, — заявил А.Фурсенко. — Более того, говорят, что все плохо, а это неправда. Коллеги, о хорошем надо говорить, и не для того, чтобы самим себя порадовать, но чтобы объяснить налогоплательщику, почему на науку надо выделять больше денег. 
На долю помощника президента досталось немало сложных вопросов. Нет ли данных, какова в последние годы динамика процесса “утечки мозгов”, поинтересовались у Андрея Александровича члены Совета. 
— Мы в основном рассматриваем эту проблему в контексте 1990-х и нулевых годов, но положение поменялось, — отметил он. — Не хочу сказать, что все идеально, но по тем материалам, которые я имею, ситуация уже не такая острая. Возможно, сегодня надо говорить не об “утечке мозгов”, а об активной мобильности научных сотрудников. Вопрос — насколько она для нас приемлема. Как известно, в наших институтах не приветствуется не только отъезд — приезд тоже не приветствуется. Я не раз сталкивался с тем, что возвращающихся мегагрантников не встречали аплодисментами: дескать, живите там, где живете. 
Члены НКС обсудили планы на 2017 год. В вариант, который представил председатель совета Юрий Балега, были предложены многочисленные дополнения. График работы явно будет напряженным. Предстоит, например, разработать предложения по взаимодействию научных организаций и вузов, проконтролировать предварительные результаты оценки результативности институтов и эффективность мероприятий по поддержке научной инфраструктуры.
С подачи члена НКС, проректора МГУ им. М.В.Ломоносова академика Алексея Хохлова совет принял решение об апробации в академических НИИ информационной системы для оценки эффективности деятельности ученых “ИСТИНА”. Эта система, уже не первый год успешно работающая в МГУ, позволяет оценивать статистические показатели отдельных сотрудников и структурных подразделений, отслеживать в режиме реального времени выполнение госзадания. 
Еще одним предновогодним мероприятием ФАНО стала итоговая пресс-конференция в ТАСС, где о наиболее значимых результатах работы наряду с руководителем агентства рассказали участники проектов, запущенных агентством в текущем году.
Председатель созданной при ФАНО Комиссии по развитию научной инфраструктуры, научный руководитель Международного томографического центра СО РАН академик Ренад Сагдеев представил первые итоги реализации пилотного проекта по поддержке и развитию приборной базы академических организаций. По словам академика, средний возраст имеющегося у институтов ФАНО оборудования — около 10 лет, а уникальных научных установок — около 30 лет. В ведущих странах эти показатели в разы меньше. Чтобы преодолеть отставание, комиссия в условиях ограниченного финансирования решила сделать акцент на центрах коллективного пользования (ЦКП). За счет средств целевой программы в ЦКП был проведен ремонт приборов. Кроме того, было выделено дополнительное финансирование на обеспечение уникальных установок и биоресурсных коллекций национального масштаба. “Это только первый шаг, но он очень значимый”, — подчеркнул академик Сагдеев. 
О совместном проекте ФАНО и Департамента образования Москвы “Академический класс” рассказал министр столичного правительства Исаак Калина. Достигнута договоренность, что сотрудники научных институтов будут проводить лекции, семинары, экскурсии для старшеклассников, которые хотят связать свое будущее с наукой. “Наши школы будут достойными партнерами любому институту — по контингенту детей, составу учителей, материальным возможностям, — заверил И.Калина. — Уже через год на такой же встрече мы сможем показать результаты этой работы”.
Директор НИИ биомедицинской химии им. В.Н.Ореховича самый молодой академик Андрей Лисица поделился радостью: в уходящем году его институту вместе с коллегами из разных ведомств удалось запустить комплексную программу исследований “Постгеномная медицина”.
— Наш институт довольно долго предпринимал попытки организации научных консорциумов — объединений, участники которых активно сотрудничают, обогащая друг друга результатами, методиками, технологиями, — рассказал ученый. — Мировой опыт показывает, что это довольно продуктивная форма организации исследований. Пример — крупный международный консорциум “Протеом человека”, в котором участвует Россия. Однако до последнего времени в этом смысле у нас мало что получалось: видимо, не возникало критической массы участников. И вот, наконец, в рамках ФАНО удалось преодолеть разобщенность, договориться о порядке взаимодействия и начать совместную работу. 
Успешным был уходящий год и для Института мировой экономики и международных отношений им. Е.М.Примакова (ИМЭМО) РАН, сообщил его директор академик Александр Дынкин. ИМЭМО РАН успел и отпраздновать свое 60-летие, и успешно провести реорганизацию, первым в стране получив статус Национального исследовательского института. О востребованности ИМЭМО РАН говорят цифры: в текущем году внебюджетные поступления составили более 80% бюджетного финансирования. Институт занимает самые высокие позиции среди российских организаций в мировом рейтинге ведущих аналитических центров. Проведенный ИМЭМО РАН международный форум “Примаковские чтения” — 2016 собрал представителей органов государственной власти страны, ведущих российских и иностранных экономистов, политологов, дипломатов, выдающихся общественных деятелей. 
Завершая выступление, Александр Дынкин дал оценку работе ФАНО. Он отметил, что в ИМЭМО РАН удовлетворены качеством услуг, которые предоставляет агентство. 
Надежда Волчкова
Фото пресс-службы ФАНО
На втором фото: Юрий Балега
На третьем фото: Андрей Фурсенко

Нет комментариев