Плоды воображения?

Очередная попытка получить металлический водород увенчалась статьей в Science. Предполагается, что такая форма водорода присутствует в недрах планет — газовых гигантов, подобных Юпитеру. Новость распространили Sciencemag.org; New York Times.

Исаак Силвера (Isaac Silvera) из Гарварда (Harvard University) и его сотрудник Ранга Диас (Ranga Dias) — авторы публикации в Science — сжимали молекулы водорода между двумя алмазными поверхностями. И как это бывало со всеми подобными попытками прежде, сразу же после сообщения о получении металлического, то есть электропроводного, водорода, они подверглись резкой критике со стороны узкого профессионального сообщества. Некоторые физики высоких давлений, проводящие такие же эксперименты, вообще удивляются, как эта работа могла пройти процедуру рецензирования такого журнала, как Science. “Все это плод воображения Исаака — от заголовка до самого конца”, — говорит британский ученый Евгений Григорянц (Eugene Gregoryanz) из Эдинбургского университета (University of Edinburgh), пять лет назад опубликовавший статью о четвертом состоянии водорода, которое было достигнуто также под высоким давлением. Редакция Science, не вступая в дискуссию по самой статье, сделала заявление от имени главного редактора Джереми Берга (Jeremy Berg), в котором отмечает, что все рукописи проходят тщательную экспертизу и до стадии публикации доходит лишь 7% из них. В защиту своей работы Силвера заверил New York Times в том, что если бы они с Диасом повторили эксперименты, то получили бы точно такой же результат. Если теоретические предсказания относительно металлического водорода верны, то в этом новом состоянии он должен быть твердым металлом, причем метастабильным, то есть оставаться в твердом виде какое-то время и после снятия давления, а также сверхпроводящим, то есть проводящим электричество без сопротивления.
В обычных земных условиях, при давлении воздуха 1 кг на 1 см2, атомы водорода — самого легкого химического элемента — спариваются в простую молекулу. При сверхнизких температурах такая молекула сначала конденсируется в жидкую форму, затем в твердую при сохранении того же молекулярного состояния. Более 80 лет назад физики Юджин Вигнер (Eugene Wigner) и Хиллард Белл Хантингтон (Hillard Bell Huntington) предсказали превращение водорода в металл при условии приложения достаточно высокого давления: тогда молекулы распадутся на атомы с “отжатием” у них электронов. В экспериментах с опасными ударными волнами удавалось получить жидкометаллическое состояние водорода, но до сих пор никто не смог убедительно продемонстрировать твердометаллическое, предсказанное Вигнером и Хантингтоном. Помимо прочего, здесь есть проблема интерпретации экспериментальных результатов.
Изображение с сайта www.sciencemag.org