Заражение во благо

Генно-инженерная бактерия, разрушающая клетки раковой опухоли, испытана на мышах. Об этом сообщает журнал Science Translational Medicine.
Предлагаемый исследователями из корейского Национального университета Чоннам (Chonnam National University) подход основан на том, что опухолевые клетки, испытывая дефицит кислорода, являются комфортной средой для таких анаэробных бактерий, как Salmonella, Clostridium и Listeria. И если засеять опухоль этими микробами, то они, активно размножаясь, не только разрушат раковые клетки, но и привлекут к ним элементы иммунной системы, которая обычно в опухолях подавлена, а это продолжит уничтожение образования. Несмотря на простоту схемы, бактериальная терапия рака в применении к реальным пациентам — вещь непростая. Как поясняет изданию The Scientist президент биотехнологической компании Delinia из Сан-Франциско Саурабх Саха (Saurabh Saha), участвовавший в 2014 году в экспериментах по терапии рака с помощью Clostridium, хотя опухоль у пациента существенно уменьшилась, эффект от однократного введения бактерий был столь мощным, что потребовалась искусственная гидратация, а также применение антибиотиков, чтобы сдержать реакцию. С другой стороны, в клиническом испытании первой фазы с использованием ослабленной Salmonella была показана безопасность подхода, но при отсутствии достаточно эффективного иммунного ответа.
Дальнейшее развитие направление бактериальной противораковой терапии получило в работе Чон Чжун Мина (Jung-Joon Min) и его коллег-соавторов по новой публикации. Сначала группа Мина показала, что, хотя ослабленный штамм Salmonella может успешно колонизировать опухоли и активировать иммунную систему у мышей, от 70 до 80% опухолей вскоре возвращались. Для усиления потенциала сальмонеллы корейские исследователи создали штамм с повышенной выработкой белка, который индуцирует строгий иммунный ответ — флагеллина В, из него состоят филаменты жгутиков бактерий, помогающие им двигаться. Внутривенная инъекция флагеллин-продуцирующей сальмонеллы избавила от экспериментальных опухолей 55% мышей, которые оставались здоровыми на протяжении четырех месяцев наблюдения. Контрольный штамм без избыточной продукции флагеллина сначала уменьшал опухоли, но ненадолго.
Идея лечения рака бактериями возникла в конце XIX века, когда американский хирург Вильям Коли (William Coley) увидел, что раковые больные с бактериальной инфекцией живут дольше ожидаемого. Замечено, что после колонизации опухолей сальмонеллой у локальных клеток врожденного иммунитета — макрофагов — меняется фенотип с иммуносупрессивного на провоспалительный. Однако как именно анаэробные бактерии запускают процесс разрушения опухоли, пока никто не знает.
Изображение с сайта www.the-scientist.com