Учителям дорога в школы? Выпускникам педвузов не хватает рабочих мест и желания их занять.

“Первоочередная задача на сегодня — сбалансировать потребность и систему подготовки педагогов c тем, чтобы в перспективе обеспечить молодыми квалифицированными кадрами школу”, — заявил министр образования и науки Андрей Фурсенко, выступая на Правительственном часе в Совете Федерации по теме “О состоянии и перспективах подготовки педагогических кадров в условиях модернизации страны”. После того как в ноябре 2009 года в Послании Федеральному собранию Президента РФ прозвучала мысль, что “педагогические вузы должны быть постепенно преобразованы либо в крупные базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов”, многие педвузы почувствовали себя в подвешенном состоянии. Означает ли “балансировка потребности и системы подготовки педагогов” то же самое, что сказал Федеральному собранию президент два года назад? Напрямую министр на этот вопрос не ответил. Разве что косвенно.
Он рассказал сенаторам, что подготовку учителей с высшим образованием в России сегодня осуществляют 62 педагогических вуза (в том числе 14 — регионального уровня подчинения). За последние пять лет число педагогических вузов сократилось на 14. Это связано, в первую очередь, с их интеграцией в крупные университеты, прежде всего федеральные. Например, Ростовский педагогический университет вошел в состав Южного федерального университета. Саха педагогическая академия — в состав Северо-Восточного федерального университета. В Казанский (Приволжский) федеральный университет влились сразу два педвуза — Елабужский педагогический и Татарский гуманитарно-педагогический университеты. Ряд педагогических вузов получили статус классических или гуманитарных университетов. Например, Калужский государственный педагогический университет стал Калужским государственным университетом. В общей сложности подготовку учителей в 2011 году осуществляют 138 учреждений ВПО федерального уровня. Плюс традиционно готовят кадры для школ педагогические училища, но большинство выпускников педколледжей — 75-80% — продолжают обучение в учреждениях высшего профессионального образования.
Министр объявил, что “политика министерства заключается в том, чтобы максимальное количество выпускников по педагогическим специальностям приходило в школу”. Сейчас приходит только каждый десятый. Впрочем, признал А.Фурсенко, низкий процент обусловлен по большей части тем, что “выпускникам просто некуда идти: нет мест в школах”. По данным Росстата, в 2010 году 18% составляли учителя пенсионного возраста, более 35% имели стаж работы свыше 25 лет. С учетом того, что пенсионеры, как правило, остаются работать, потребность в обновлении кадров ежегодно составляет примерно 2%, или 20-25 тысяч человек. По педагогическим специальностям сейчас учатся около 500 тысяч студентов. В 2011 году выпуск составил 133,1 тысячи человек, а план приема на обучение за счет федерального бюджета РФ — более 57 тысяч бюджетных мест.
Андрей Фурсенко сообщил, что к 2014 году министерство планирует довести долю выпускников по педагогическим специальностям, приходящих в школу, с 10 до 70%. При этом “мы не увеличиваем контрольные цифры приема, а создаем условия в вузах для качественной подготовки педагогов, а в школах — для их качественной работы”, — пояснил министр.
Простое сопоставление цифр не объясняет, как смогут школы принять такое количество молодых специалистов, если бюджетный прием сохранится в том же объеме, а учителя пенсионного возраста по-прежнему не будут заинтересованы уходить на заслуженный отдых. 70% от 57 тысяч составит 39 900 человек. Потребность в обновлении кадров пока что почти в два раза меньше. Общая численность учеников в школах с 2014 года только начнет расти на 1-2% в год. Не уменьшать контрольных цифр приема на педагогические специальности А.Фурсенко не обещал. Так что, не исключено, для достижения поставленной планки в 70% это сделать и придется.
Судя по выступлению, ситуация с подготовкой педкадров в стране улучшилась. По мнению министра, профессия учителя перестала быть непрестижной. Средний балл ЕГЭ абитуриентов, поступивших в педвузы, вырос до 57,4 (в 2010 году был 53). Высокие результаты зачисления — средний балл ЕГЭ больше 60 — показали 38 вузов, подведомственных Минобрнауки РФ, расположенные по всей территории страны, — педагогические и классические университеты. Среди педагогических — Башкирский, Чувашский, Липецкий, Томский, Пермский, Уральский. Среди классических — Тюменский, Рязанский, Кубанский, Камчатский, Башкирский, Брянский, Курский, Астраханский, Дагестанский.
С этого года подготовка педагогов осуществляется по новым федеральным стандартам, и особый акцент делается на информационно-коммуникационной компетентности будущих педагогов — умении использовать основные методы и способы получения и анализа информации, работать с компьютером и Интернетом. По словам министра, сегодня гораздо больше условий для построения индивидуальных образовательных траекторий. Усилена ответственность вуза за формирование общекультурных компетенций выпускников для социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления. Вуз обязан создавать условия, необходимые для всестороннего развития личности будущего педагога. “Если мы хотим, чтобы учителя работали с детьми по новым технологиям, их самих надо готовить с использованием самых новейших образовательных технологий”, — подчеркнул А.Фурсенко.

 

Спецвыпуск подготовили
Наталия БУЛГАКОВА,
Елена ГОРДЕЕНКОВА, Ольга ЖУРАВЛЕВА

Нет комментариев