Как я проведу этим летом? Симбиоз науки и туризма проверяется в походах.

С Артемом Акшинцевым, младшим научным сотрудником Института водных проблем РАН, мы встретились после окончания рабочего дня в научной библиотеке, им же самим организованной. Это лишь один из проектов молодого ученого, главный — туристский клуб Russian travel geek. Интересующимся наукой любителям путешествий Артем предлагает разнообразные познавательные маршруты. Вот как родилась необычная идея.
— Я окончил экологический факультет РУДН по специальности “Экология”, — рассказывает Артем. — Изучаю термофильные цианобактерии (сине-зеленые водоросли), обитающие в стоках горячих источников и гейзеров и не боящиеся ни высоких температур, ни агрессивной среды. В нашей стране их можно встретить только на Камчатке, и, чтобы наблюдать за ними и отбирать пробы, туда надо летать чуть ли не каждый год. В первое время после поступления в Институт водных проблем, где работал мой научный руководитель, меня выручал грант РФФИ. Его средств хватало лишь на покупку авиабилета, но не на экспедиции. К тому же грант требовал предоставлять многостраничные отчеты, а если пожелаешь еще раз получить финансирование, то и подробнейшую заявку. Бумажная волокита сильно охладила мой пыл — не ради этого я шел в науку! Выход виделся такой: или вовсе уйти из нее, или рискнуть самостоятельно организовывать экспедиции. Но как? 
Вместе с товарищами: камчатским гидрогеологом Вадимом Кириченко и медиком из Калининграда Алексеем Маковским — задумал экспедицию к полюсу недоступности Камчатки. Однажды, изучая космические снимки Срединного хребта в центре полуострова, обнаружил интересные проталины — значит, там есть “дикие” горячие источники, доселе не исследованные учеными. Решил добраться до них — описать и отобрать пробы. Идея заманчивая, но, чтобы ее осуществить, предстояло пройти 500 километров по глухим, нехоженым местам. А для начала раздобыть деньги. В РАН я и не пытался их найти. Русское географическое общество идею нашу не оценило, видимо, не поверив в возможность ее осуществления. Мы воспользовались краудфандинговой платформой planeta.ru. Обратились за помощью к “населению” Интернета: выложили наш проект и бросили клич: “Ребята, нужно скинуться на интересную экспедицию!” В качестве бонуса обещали по возвращении дать подробное описание похода и раздать сувениры. Народ откликнулся — и мы собрали 130 тысяч рублей. Сумма для путешествия по Камчатке небольшая, но трем непритязательным походникам ее хватило. 
Отправились в путь в самое теплое время: июль-август 2013 года. Но это Камчатка, и мы не раз испытали на себе ее погодные сюрпризы. Например, ледяной дождь — одежда под ним заиндевела, но стоило остановиться, как ты буквально покрывался ледяной чешуей. Продукты взяли в сублимированном виде, поэтому рюкзаки весили не так уж и много — 35 килограммов. Под конец маршрута вышли к границам полигона Кура, куда запускают ракеты с Баренцева моря. Обошли его, но все равно натыкались на обломки ракет. Попадали в расщелины, вязли в песках — приключений хватало. Но цели достигли: нашли неописанные термальные источники… и дальше тащили пробы в бутылках — а как иначе? За полтора месяца прошли 500 километров и вышли к людям, потеряв в весе по 15 килограммов. 
— Медведи вас не беспокоили? 
— Всякое бывало. Тогда я еще не знал, как нужно себя с ними вести. Ружья у нас не было: во-первых, нести тяжело, во-вторых, пришлось бы оформлять бумаги и брать лицензию. К тому же знал, что подстрелить медведя не так-то просто. Видел, как неудачливый охотник стрелял медведю в голову. Но череп у косолапого очень крепкий — пуля скользнула, даже его не ранив, и только привела в ярость. Зато теперь освоил “правила поведения”: что нужно делать при встрече с ним, как обезопасить лагерь и др.
Вернулся из похода уверенный, что уже знаком с Камчаткой и могу сам водить экспедиции. Решил, что в состоянии предложить любителям путешествий не просто посетить красивейшие места полуострова, которые турфирмы им не покажут, но и рассказать о них много интересного. Повторять маршрут, конечно, не собирался, поскольку он был авантюрным. В одном из камчатских институтов даже появилось нечто вроде тотализатора: сотрудники спорили, вернемся мы или нет. Большинство не верило, что все для нас закончится благополучно. Но рисковали мы не из ухарства, а ради науки, которой были увлечены. 
— Не было желания на этом поставить точку? 
— Сомнения, конечно, были. Вернулся в Москву, в цивилизацию, убежденный, что “я себе уже все доказал”, с меня хватит. Но затем началось то, что люди бывалые называют “болезнью Севера”. Тебя снова начинает тянуть в те места, а трудности забываются. И в конце осени стал намечать новую камчатскую экспедицию, тем более что надо было проведать “мои” горячие источники, продолжить наблюдения, пополнить статистические данные о видах водорослей и условиях их жизни. Решил показать интересующимся наукой любителям путешествий термальные источники, заодно взойти на пару-тройку вулканов и познакомить с увлекшим меня эпосом местных народов, их легендами и сказаниями. 
Запустил проект в соцсетях, и в 2015 году мы собрали первую группу в 13 человек. Плюс два гида — состав, на мой взгляд, оптимальный. Помогал мне Иван Кравцов, философ по образованию, умеющий хорошо ладить с туристами. Он отвечал за атмосферу в группе, я — за безо­пасность прохождения маршрута и его познавательную часть. Поход проходил по безлюдным местам — и у группы не было инцидентов с медведями. Ведь на предлагаемых турфирмами одних и тех же маршрутах туристы бездумно прикармливают мишек. Потом люди уходят, а у зверя человек начинает ассоциироваться с вкусной едой — так и до беды недалеко. 
Свой первый коммерческий маршрут мы прошли, считаю, на отлично: осмотрели четыре группы термальных источников, поднялись на два вулкана — ребята остались довольны. Скептики, не верящие в наше начинание, были посрамлены: мы доказали, что симбиоз науки и туризма может успешно работать. 
Открывать турфирму мы не стали, а зарегистрировали турклуб. Собираем туристов в группы и отправляем в поход или экспедицию, кому какое название больше нравится, по выбранному нами маршруту. Желающие через наш сайт подают заявку и заполняют анкету. Нам важно знать их мотивацию: почему они хотят принять участие в походе? Что их привлекает: только ли посещение незнакомых, красивых мест или еще и знакомство с особенностями тамошней природы, желание узнать как можно больше нового и проверить себя? Любителей “экскурсионного” туризма стараемся в группу не включать (претендентов хватает). Ведь та же Камчатка — край суровый и в поход нужно идти морально подготовленным. Мы говорим ребятам: вам предстоит поработать над собой, возможно, вы откроете в себе нечто неизвестное, потому что две недели будете жить на природе, выполняя определенные обязанности. Нам надо знать, насколько претенденты адекватны, легко ли идут на контакт с другими людьми. Вопросы не праздные — ведь нам с ними работать.
— Кто ваши туристы?
— Это молодые люди в возрасте 24-38 лет, представители среднего класса, твердо стоящие на ногах, хорошо зарабатывающие. Профессии разные: программисты, юристы, тренеры всевозможных курсов и программ, специалисты компании “Яндекс”, а еще архитекторы и актеры. В группах часто преобладают девушки, и чем серьезнее маршрут, тем их больше. А мы стремимся, чтобы мужчин и женщин было поровну, но так получается не всегда. На сегодняшний день в походах побывало уже 250 человек. 
— Сколько примерно стоит поход на Камчатку?
— Все расценки указаны, с ними можно ознакомиться на сайте. Стоимость зависит от программы двухнедельного маршрута — примерно 50-60 тысяч рублей. Сюда входит питание, трансфер и работа ученых, возглавляющих экспедиции. Авиабилеты туристы приобретают сами. Заграничные экспедиции иногда обходятся дешевле российских — таковы “причуды” ценообразования в нашей стране. Так, на поездку в Исландию потребуется 45 тысяч рублей. 
— А какова реакция ученых?
— Благодаря сайту они узнают о нашем турклубе, предлагают самые разные маршруты — и география экспедиций постепенно расширяется. В 2016 году Сергей Назаров из Крымской астрофизической обсерватории принял нашу московскую группу: прочел ребятам несколько лекций по астрофизике, показал, как работать с телескопами, водил по горам — и в итоге скопил на новую матрицу для телескопа. Камчатские биологи, организовав несколько маршрутов (мы набираем группы, отправляем на Камчатку, а они ведут их в поход), собрали средства на собственные экспедиции. Сейчас комплектуем восемь групп, у каждой свой научный руководитель и своя программа. Например, вулканолог из Москвы интересуется вулканами Танзании. И в октябре группа полетит в Африку отбирать пробы. Я сам возглавлю группу и поведу к горячим источникам Исландии. Есть у нас моряки, которые ходят вокруг берегов Европы на трехмачтовом фрегате “Штандарт”, построенном по чертежам петровских времен. Содержание судна обходится в “копеечку”, и они рассчитывают на наших туристов: им предлагают учиться морскому делу (управляться с парусами, навигации по звездам и пр.).
В ближайшее время в Москве пройдет крупный симпозиум океанографов, на который меня пригласили рассказать о нашем турклубе. Кстати, у него уже есть последователи — о четырех знаю точно. Значит, идея перспективная.
— Как ваши исследования: пишите ли статьи, собираетесь ли защищать диссертацию? 
— Да, я печатаюсь в отечественных журналах (в том числе камчатских: должны же там знать, что отдача от экспедиций есть!) и зарубежных. Даже получил в соавторстве премию чешского издания за лучшую статью. Всего за последние четыре-пять лет у меня вышло семь публикаций. Кандидатская практически готова, но, чтобы выполнить все необходимые процедуры для ее защиты, времени катастрофически не хватает. Скажем, этим летом собираюсь два месяца провести на Камчатке и месяц в Исландии — должен же я познакомиться с обитателями тамошних горячих источников? Осень уйдет на разбор и описание проб, зимой буду писать статьи, весной готовить следующие экспедиции. Кроме этого у меня есть несколько проектов, связанных с популяризацией науки. Организовал научно-популярную библиотеку, где мы сейчас разговариваем. Правительство Москвы выделило помещение — и я выставил полученные от издательств 200 новинок, посвященные науке. Книги нынче дороги, а здесь их можно читать даром. 
Иногда меня спрашивают: надолго ли меня хватит, сколько времени я всем этим собираюсь заниматься? Ответ простой: пока мне будет интересно.
Юрий Дризе
Фото из архива 
Russian Travel Geek

Нет комментариев