Синтетический вопрос

Новые формы клеточной инженерии порождают этические вопросы — гарвардские ученые считают, что пора задуматься о проблеме синтетического эмбриона. С подробностями — New York Times.
В статье, которую Джон Ах (John D. Aach) и его коллеги по Гарвардской медицинской школе (Harvard Medical School) опубликовали в журнале eLife, рассматриваются этические вопросы создания того, что авторы называют “синтетическими человеческими существами с эмбрионоподобными свойствами”, или сокращенно от английского определения synthetic human entities with embryolike features — Sheef’ами. За последние годы биологи вышли за границы искусственного оплодотворения и начали проводить эксперименты, в которых стволовые клетки самоорганизуются в эмбрионоподобные структуры. “Скоро они научатся конструировать из этих клеток новые разновидности тканей и органов, а это рано или поздно приведет к созданию зрелого человеческого существа”, — предсказывают неназванные эксперты New York Times. Под сложными формами объединений клеток, которые появятся в будущем, подразумеваются, например, бьющееся человеческое сердце, связанное с рудиментарным головным мозгом, и то и другое получены из стволовых клеток в исследовательских целях. Авторы статьи в eLife уверены, что подобные сущности, выращиваемые в лабораториях, вызывают всеобщее беспокойство, а потому, пока ученые не зашли слишком далеко в создании таких непредсказуемых клеточных конгломератов, следует разработать для них свои правила, утверждает доктор Ах.
Этика в применении к лабораторно выращиваемым эмбрионам стала объектом внимания ученых более 40 лет назад. В 1970-м физиолог Роберт Эдвардс (Robert Edwards), ставший нобелевским лауреатом 2010 года, вместе с коллегами по Кембриджскому университету (University of Cambridge) сообщил об успешном эксперименте по оплодотворению человеческих яйцеклеток сперматозоидами в чашке Петри и жизнеспособности таких эмбрионов на протяжении двух дней, за которые каждая исходная оплодотворенная клетка разделилась до 16 клеток. Последующие работы доктора Эдвардса привели к клинической практике искусственного оплодотворения, попутно позволив ученым изу-чать ранние стадии развития человека. А тем временем во всем мире на правительственном уровне решался вопрос о допустимой продолжительности выращивания человеческих эмбрионов в условиях лаборатории. В 1979 году практически повсеместно был введен ограничительный срок в 14 дней. Но и этого оказалось достаточно для научного прогресса: спустя 20 лет из таких зародышей научились выделять стволовые клетки, дающие начало разным тканям, и так зародились клеточные технологии. Среди обязательных ограничений, которых должны придерживаться нынешние клеточные инженеры, авторы статьи называют запрет на создание Sheef’ов, чувствительных к боли.