Методом проб. Новый рейтинг вузов испытают на сотне избранных.

Единая национальная система рейтингования вузов появится в России к 2013 году. К ее созданию уже приступили специалисты Национального фонда подготовки кадров (НФПК), чей проект “Разработка и апробация методологии рейтингования образовательных учреждений профессионального образования” победил в конкурсе, инициированном Минобрнауки. На пресс-конференции, организованной на днях партнером НФПК РИА Новости, научный руководитель проекта Марина Ларионова и эксперт НФПК Ольга Перфильева рассказали о ходе первого этапа решения поставленных задач и о планах их реализации в течение двух последующих лет.
Свою оценку инициативе министерства дал руководитель исследовательского центра информагентства “Интерфакс” Алексей Чаплыгин, также принявший участие в пресс-конференции. По мнению представителя организации с немалым опытом рейтингования вузов, решение государства о создании методологии рейтингования, способной вызвать доверие потребительской аудитории, стало очень своевременным. С одной стороны, к отечественным и глобальным рейтингам немало претензий, с другой — интеграция с зарубежными университетами неизбежно развивается, и настало время “подтянуть” критерии оценки своих вузов, ориентируясь на наиболее авторитетные в мире системы. Он также отметил, что подобной инициативы скорее следовало бы ожидать от академического и вузовского сообществ, критично относящихся к рейтингам, а также от заинтересованных в их результатах работодателей.
По данным РИА Новости, 10 из 36 подходов к оценке деятельности российских вузов могут быть классифицированы как рейтинговые, остальные тянут лишь на разовые или мониторинговые исследования из-за неполноты набора характеристик рейтинга. Однако с точки зрения международных требований сегодня и эти 10 не соответствуют глобальным критериям. Наиболее близкими к ним оказались продукты РИА Новости и НИУ ВШЭ, реализуемые в рамках проекта “Социальный навигатор”, а также агентств “Интерфакс” и “РейтОР”.
Как сообщила Марина Ларионова, в первый год реализации трехгодичного проекта перед командой разработчиков были поставлены следующие цели: разработка методики анализа различных подходов — как международных, так и российских, их сравнение и формирование элементов национальной методологии рейтингования. Проанализированы 24 зарубежные методики, выявлено 84 количественных параметра, которые там применяются. Сегодня необходимо выбрать те, что могли бы давать надежные данные, а также соответствовали бы задачам и целям развития системы высшего образования в РФ.
— Сейчас мы работаем с академическим сообществом и экспертами, чтобы оценить индикаторы, выделенные из разных методологий по всем сферам деятельности вузов (наука, образование, международная деятельность, взаимодействие со стратегическими партнерами, бизнесом, общественными структурами при региональных органах власти) и другие параметры, — уточнила руководитель проекта. — До конца года будут обработаны данные, а затем предложены некоторые индикаторы для модели рейтингования. В 2012 году состоятся их апробация с участием более чем 100 университетов, широкое общественное и экспертное обсуждение с последующей корректировкой и доработкой. После этого мы надеемся, появится некое ядро модели рейтингования, которое и будем потом развивать. Важно обеспечить равные условия оценки для вузов разных профилей, отраслей и различного статуса.
По мнению Ольги Перфильевой, наибольшего внимания заслуживает методология британского издания Times Higher Education Supplement. Там выработана система оценки, предусматривающая, в частности, предупреждение критики уже на этапе сбора информации и ее анализа, в том числе путем проведения общественных слушаний.
Повлияет ли новая методология на положение российских университетов в глобальных рейтингах? Алексей Чаплыгин считает, что главной причиной нашего неуспеха в этой сфере является продолжающаяся политика закрытости вузов, которые “отчитываются только перед своими учредителями, а публичное пространство для них почти не существует”. Тем не менее эта тенденция постепенно переламывается, прежде всего у статусных вузов. Большей открытости способствует и все более ощутимая необходимость участвовать в международных системах оценки, приближение к соответствию их критериям должно привести к положительному результату.
Этот вывод разделяют и разработчики национальной методологии составления рейтингов. Национальные системы оценки вузов — источники данных для ряда глобальных исследований, поэто му и наша методология должна стать выверенной, пройти аудит международной экспертной группы по рейтингованию и заслужить авторитет как у отечественной, так и у мировой аудитории потребителей.

Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев