Поиск - новости науки и техники

Встреча с неочевидным. Придуман еще один способ увлекать наукой.

Когда-то 22 апреля в честь дня рождения вождя революции вся многомиллионная страна с лопатами и граблями выходила на коммунистический субботник. В этом году в тот же самый день граждан впервые пригласили на субботник научный – чтобы дать им возможность проверить свои представления о мире (см. “Годишься в “лаборанты”?”, “Поиск” №14, 2017). При этом никакие подручные материалы, то есть колбы, приборы, реактивы, им не понадобились: “Лабораторная работа”, как разъяснялось на обложке “Журнала лаборанта”, выданного каждому, кто пришел на площадку проведения акции, – это тест и игра, которые помогут вспомнить все: откуда мы произошли, как устроена природа и как работает техника. Всего 45 минут (один академический час) давалось на то, чтобы ответить на “НеДетские вопросы” – и увидеть воочию, как собственная картина мира соотносится с его реальным устройством. Сразу же после сдачи бланков с ответами “завлабы” (в роли которых на разных площадках выступали ученые из вузов и академических институтов) подробно разобрали все вопросы и объяснили, какой ответ правильный и почему. Слушая “завлаба”, каждый участник сам себе “начислял” баллы за правильные ответы, после чего определял итоговый балл. “Журнал лаборанта” можно было забрать себе на память (и попробовать дома протестировать своих родных и друзей). После завершения главной части акции на каждой площадке были организованы разнообразные научно-развлекательные мероприятия, а где-то “Лабораторная работа” стала частью программы Дня Земли, Библионочи, Фестиваля увлекательной науки. 

Но можно сказать точно: весело и нескучно было везде! 
“Лабораторная работа” проходила на 155 площадках в 34 городах России, а также в режиме онлайн на официальном сайте http://roslaba.org.
По предварительным оценкам организаторов, в ней приняли участие более 10 тысяч человек от 10 до 70 лет. “Лабораторную работу” поддержали Российская академия наук и многие ведущие университеты. В Москве самые крупные площадки работали в НИТУ “МИСиС”, Культурном центре ЗИЛ, НИУ “Высшая школа экономики”, Доме ученых РАН, Институте географии РАН, Московском физико-техническом институте. Акцию поддержали Институт прикладной физики РАН, Уфимский научный центр РАН, Университет ИТМО, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Уфимский государственный нефтяной технический университет, Новосибирский госунивеситет, Сибирский федеральный университет (СФУ), Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф.Решетнева, Тамбовский и Волжский госуниверситеты и другие научные и образовательные организации, библиотеки, школы. 
– Несмотря на кажущееся сходство, мы сильно отличаемся от “Тотального диктанта” и аналогичных массовых мероприятий, – считает руководитель акции Евгений Насыров. – “Лабораторка” – не просто проверка знаний и здравого смысла, она превратилась в полноценный научный фестиваль: на множестве площадок ученые читали лекции, проводили мастер-классы, показывали опыты, научно-популярные кинофильмы. И конечно, подробно разбирали задания. 
Участники уходили не только со значками и подарками, но и с новыми знаниями. Было много старшеклассников. Люди приходили целыми семьями – и родители с детьми, и бабушки-дедушки с внуками. Просили незаполненные “Журналы лаборанта”, чтобы передать друзьям. В Доме ученых РАН “Лабораторную работу” писал чешский профессор – он потом попросил отдать ему все оставшиеся “Журналы”, чтобы провести аналогичное мероприятие в своем городе. Так что, видимо, вторая акция станет уже полноценно международной! Но пока в ближайших планах – запустить осенью детскую версию “Лабораторной работы”. Нынешняя была рассчитана на людей в возрасте от 15 лет. 
– На мою площадку в школе пришло около 40 участников, – рассказал “завлаб” Егор Задереев, в обычной жизни ведущий научный сотрудник Института биофизики СО РАН (Красноярск), доцент кафедры биофизики СФУ, кандидат биологических наук. – Из них примерно половина школьников, половина – людей с улицы. Мне показалось, что взрослым было интереснее, чем детям. В целом, все прошло хорошо. Хотя вокруг некоторых вопросов вспыхнули споры – формулировки ответов кому-то показались неоднозначными или нечеткими. Но отзывы об акции только положительные – во всяком случае, выражения острого недовольства или разочарования я не слышал. 
Егор Задереев считает, что главная цель “Лабораторной работы” – разбудить в людях любопытство, и она достигнута. Многие хотели бы продолжения. По его словам, ему уже звонили директора красноярских школ, интересовались, когда будет следующая “лабораторная”. 
Именно красноярский школьник набрал максимальное количество баллов – 59 из 61. Это Владислав Дьяконов. Ему 17 лет, он учится в лицее №9, специализация – биохимия, планирует поступать в медицинский университет, хочет стать нейрохирургом. “Было интересно и полезно. По сложности – в самый раз! – поделился он впечатлениями. – Но пара ответов мне показались спорными, например про то, что растения получают основное питание из воздуха. В следующий раз с удовольствием поучаствую в такой акции снова!”
“Завлаб” одной из основных московских площадок на базе НИТУ ­“МИСиС” Алексей Устинов, мегагрантщик, руководитель лаборатории сверхпроводящих метаматериалов НИТУ “МИСиС”, назвал “Лабораторную работу” “новым любопытным форматом” популяризации науки. 
– Протестировать свою эрудицию всегда полезно, не только школьникам, но и взрослым! – заметил ученый. – “Лабораторная работа” – это, конечно, развлечение, но развлечение такого же рода, как хорошая научно-популярная программа по телевидению. Только здесь познание происходит активно. Это для людей, которые хотят узнать что-то новое, не связанное с той областью, в которой они обычно работают. Признаюсь, здесь я сам без подготовки вряд ли набрал бы больше 50 баллов, потому что ответы на некоторые вопросы из других областей знаний оказались для меня неочевидными. 
Кстати, считает А.Устинов, самый эффективный способ заинтересовать человека наукой – показать что-то, что не соответствует его интуиции, то есть не кажется ему само собой разумеющимся. Если так, то “Лабораторная работа”, вопросы которой, по отзывам многих участников, были действительно очень сложными, а ответы – неочевидными, судя по всему, свою задачу выполнила на сто процентов. 
Наталия БУЛГАКОВА
Фото Ольги Прудниковой 
и Андрея Моисеева

Нет комментариев