На общем языке. Диалог ученых укрепляет мир.

В рамках российско-британского Года науки и образования в МГИМО прошел организованный Российским фондом фундаментальных исследований и британским Королевским обществом круглый стол, посвященный современной научной дипломатии. Идея его проведения еще три года назад родилась в РФФИ, и в качестве партнера было выбрано Королевское общество, которое на протяжении нескольких лет активно разрабатывает и продвигает концепцию научной дипломатии в мировой научной среде.

В работе круглого стола приняли участие авторитетные российские и британские ученые, сотрудники дипломатических ведомств, представители университетов двух стран. Мероприятие прошло под председательством ректора МГИМО академика Анатолия Торкунова, профессора Королевского общества сэра Мартина Полякоффа (на правом снимке) и председателя Совета РФФИ Владислава Панченко.
Открывая встречу, помощник Президента Российской Федерации Андрей Фурсенко задал тон последующему обсуждению, отметив, что наука и образование в любые времена позволяют государствам и политикам находить общий язык в борьбе с глобальными вызовами: “Все, что связано с развитием интеллектуального потенциала, — это сфера, в которой мы можем сотрудничать наиболее успешно”. На протяжении многих исторических периодов наука объединяла ученых разных стран, несмотря на пролегающие между ними географические и иные границы. В какой же степени результаты совместных исследований могут оказаться важными для политиков и дипломатов? Это один из вопросов, ответ на который постарались найти участники дискуссии.
В самом начале встречи, отмечая непростое в настоящее время состояние российско-британских двусторонних отношений, участники круглого стола обращались к позитивным историческим фактам. Академик Анатолий Торкунов напомнил, что более 100 лет назад, в 1916 году, в Кембриджском университете проводился так называемый третий летний семестр, в котором активно участвовала большая делегация российских юристов. По итогам этого свое­образного “русского сезона” пять отечественных правоведов в Кембридже защитились и получили степень доктора права. Именно тогда, по словам ректора МГИМО, началась разработка общих подходов к научной дипломатии. Текущая ситуация в мире требует продолжения и развития этих идей. 
Глава британской делегации и профессор химии Университета Ноттингема Мартин Полякофф рассказал, что Королевское общество установило взаимоотношения с Россией еще в XVII веке. Сегодня, по мнению ученого, требуется предпринять дополнительные усилия, чтобы сделать эти отношения более “тесными и теплыми”, дать импульс новым совместным исследовательским проектам, направленным на решение таких важнейших проблем, как борьба с глобальным потеплением, новыми бактериями, нехваткой пищевых и энергетических ресурсов.
Председатель Совета РФФИ академик Владислав Панченко отметил, что подобным исследованиям, посвященным острым проблемам современности, будущему человечества, требуется адекватная поддержка. Оказывая ее, РФФИ, в сотрудничестве с примерно 40 партнерскими зарубежными организациями, также участвует в развитии научной дипломатии. Целям научной дипломатии отвечают и усилия фонда, направленные на развитие международных связей российских ученых, укрепление отношений России с другими странами. Особый приоритет отдается при этом связям с научными организациями стран СНГ. В 2016 году фонд выступил с инициативой по созданию Евразийской Ассоциации поддержки научных исследований. В прошлом году РФФИ направил заявку на проведение в 2018 году в Москве годового собрания Глобального исследовательского совета, объединяющего ведущие научные фонды мира. Это мероприятие также может способствовать большей интернационализации науки, служить благу дипломатии.
В то же время традиционная дипломатия не может работать без опоры на достоверные научные знания. Академик Анатолий Торкунов отметил, что в ведущих мировых державах академическое сообщество тесно связано с политическими и бизнес-кругами.
— Одна из серьезнейших опасностей современных международных отношений — повсеместное взаимное непонимание и недоверие. При этом для людей науки характерна общность языка, знаковых систем, когда мелочи не заслоняют главного. Еще одно корпоративное свойство ученых — неинфицированность идеологиями. Люди науки по роду своей деятельности не озабочены необходимостью упрощать, к чему стремится любая идеология. Такая независимость важна на нынешнем историческом этапе, когда сами идеологии деградировали уже до формата, который можно назвать post-truth, и практически утратили связь с реальным миром. А в мире постправды эмоции замещают факты, фейки замещают новости, задавая тон конструированию альтернативной реальности, разрушающей в том числе и историческую науку, — резюмировал ректор МГИМО. 
Многие докладчики сошлись во мнении, что у России и Великобритании есть все основания для того, чтобы идти по пути укрепления научного взаимодействия. Тому существует множество примеров. В частности, успешное сотрудничество в космических исследованиях, таких крупных научных проектах, как ЦЕРН, где уже получены выдающиеся результаты.
Директор Института космических исследований РАН академик Лев Зеленый отметил, что Россия сотрудничает с Великобританией в исследовании Марса в рамках проекта “ЭкзоМарс”, в наблюдениях за космической погодой, в анализе больших данных для предсказания климатических изменений и солнечных вспышек.
Председатель Совета РФФИ подчеркнул, что наука на наших глазах становится все более междисциплинарной. Он высказал пожелание, чтобы научная дипломатия стала самостоятельным направлением в научных исследованиях и самостоятельной дисциплиной при подготовке специалистов-международников. Одним из первых шагов здесь могло бы стать создание глоссария по научной дипломатии. 
В рамках круглого стола эксперты обсудили, как научная составляющая может использоваться для укрепления национальных и общих международных интересов, как научная дипломатия должна противостоять глобальным вызовам, содействовать коллективному использованию объектов научной инфраструктуры, а также каковы возможные пути ее дальнейшего развития.
Светлана Беляева
Фото Николая Степаненкова

Нет комментариев