Поиск - новости науки и техники

Время поверенных. Минобрнауки запускает масштабную подготовку патентоведов.

Окно возможностей

“Мало совершить изобретение – чтобы оно было успешно внедрено, важно надежно защитить авторское право, и здесь не обойтись без надежных специалистов”, – отметил заместитель председателя Совета Федерации, председатель Совета по вопросам интеллектуальной собственности при СФ Ильяс Умаханов, открывая заседание на тему “Система подготовки кадров в области интеллектуальной собственности: пути совершенствования и перспективы развития”. Участниками мероприятия, прошедшего в Технопарке Инновационного центра “Сколково”, стали сенаторы, представители Правительства РФ, реального сектора, вузовского и научного сообщества, а также профильных министерств. 
По данным вице-спикера, отечественная экономика сегодня нуждается примерно в 20 тысячах специалистов в сфере интеллектуальной собственности. А ежегодный выпуск составляет не более 200 человек. То есть тема заседания не отражала реального положения дел: комплексной системы подготовки кадров в этой сфере на данный момент нет, хотя работа по ее созданию идет и государство активно поддерживает этот процесс. Предметом обсуждения стали перспективы изменения ситуации, а также проект ФГОС высшего образования по направлению подготовки “Управление интеллектуальной собственностью” для аспирантуры. 
На данный момент подготовка специалистов для сферы интеллектуальной собственности ведется лишь в рамках магистратуры, только по одному направлению подготовки (инженер-патентовед) и всего в трех университетах: Российской государственной академии интеллектуальной собственности (РГАИС), Московском государственном техническом университете им. Н.Э.Баумана и Санкт-Петербургском национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики. В формате повышения квалификации готовят патентных поверенных – специалистов, консультирующих по вопросам правовой охраны, результатов интеллектуальной деятельности (РИД), приобретения исключительных прав на РИД, а также способных проводить патентные исследования и осуществлять оформление заявок на выдачу патентов и т.д. Такие кадры выпускает РГАИС, реализующая соответствующую аккредитованную программу.
– Существующие в этой сфере правовые механизмы требуют совершенствования, и СФ отрабатывает эту тематику, – сообщил Ильяс Умаханов. – У нас действует рабочая группа по разработке поправок к ФЗ о патентных поверенных. Думаю, что в течение весенней и осенней сессий мы активизируем эту работу, чтобы выйти на согласованное решение с Госдумой и рядом министерств и ведомств. 
Сенатор напомнил, что совсем недавно, в начале апреля, Президент РФ Владимир Путин подписал закон о ратификации Женевского акта Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов, который предусматривает обеспечение их охраны более чем на 66 территориях (включая ЕС) посредством подачи заявки в Международное бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности. 
– Таким образом, открыто дополнительное окно возможностей для наших промышленных предприятий, научных организаций, изобретателей, которые теперь могут напрямую подавать заявки на получение патентов и, следовательно, получать от иностранных заказчиков соответствующее вознаграждение. Это означает, что потребность в оформлении таких документов, а значит, и в специалистах данного профиля будет неизбежно возрастать и способствовать расширению объема качественных услуг в сфере патентования, – заявил И.Умаханов. По его словам, для получения ожидаемого эффекта от внедрения стандартов профессиональной деятельности патентных поверенных необходимо резко увеличить их число. 
С опорой на опыт
Между тем приведенная сенатором статистика удручает: во многих регионах в наличии один-два таких специалиста, а в 24 субъектах Федерации их нет вообще. И это серьезная проблема, без ее решения не будет прорыва в сфере интеллектуальной собственности, о котором говорится в Стратегии научно-технического развития РФ. 
Участники заседания согласились с тем, что подготовку этих кадров нужно строить, опираясь как на свой, так и на зарубежный опыт. Патентная система СССР включала соответствующие службы министерств, ведомств, организаций и предприятий, действовали Высшие государственные курсы повышения квалификации руководящих, инженерно-технических и научных работников по вопросам патентоведения и изобретательства с 22 филиалами в крупных промышленных и научных центрах, а в 1968 году был создан Центральный институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства в области патентной работы Госкомизобретений СССР. Благодаря эффективной государственной политике в сфере управления интеллектуальной собственностью, в СССР с начала 1960-х годов было подготовлено порядка полумиллиона специалистов данного профиля, а во второй половине 1970-х по числу патентов и авторских свидетельств по отдельным классификациям Советский Союз обогнал США. 
В технологически продвинутых странах мира кадры в сфере интеллектуальной собственности готовят в учебно-научных центрах инновационного предпринимательства при ведущих вузах, реализуются образовательные университетские программы по данному профилю и открываются аспирантуры. В Японии курсы по соответствующему законодательству читают в колледжах, а в Белоруссии с 2006 года во всех университетах и многих учреждениях СПО введен образовательный курс “Основы управления интеллектуальной собственностью”. 
По мнению ректора РГАИС Ивана Близнеца, сформировать систему непрерывной подготовки таких кадров для инновационной сферы поможет создание специализированных образовательных кластеров и центров научно-технического творчества. Он сообщил, что руководство академии обращалось в Минобрнауки с предложением создать такой кластер на базе РГАИС, однако решение все еще не принято. А для подготовки специалистов в области интеллектуальной собственности с различной квалификационной направленностью (физики, химики и т.д.) нужны не только соответствующие ФГОС, но и сетевые программы, считает ректор, поскольку большинство университетов не имеют необходимого инфраструктурного и преподавательского ресурса, чтобы готовить кадры по этому направлению.
Про общее и частное
О том, как над формированием системы работают в Минобрнауки, подробно отчитался на заседании директор Департамента науки и технологий Мин-обрнауки РФ Сергей Матвеев. Он рассказал, что вопрос о компетенциях, которые должны получать специалисты в сфере интеллектуальной собственности, обсуждался на площадках Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики и Московского государственного технического университета им. Н.Э.Баумана совместно с экспертами Агентства стратегических инициатив.
– Мы говорили о перспективах изменений в этой сфере на пять-десять лет вперед, поскольку выпускников по обновленным сегодня стандартам получим к 2021 году, а если иметь в виду полный цикл подготовки с учетом аспирантуры – то к 2025-му. В сентябре здесь, в Сколково, будем обсуждать с университетами образовательный контент, – сказал директор департамента. 
По его словам, компетенции патентоведов должны охватывать бакалавриат, магистратуру, аспирантуру и иметь свою специфику в соответствии с разными квалификациями. Минобрнауки выделило шесть блоков: экономика и управление, юриспруденция, естественные и технические науки, национальная безопасность, медицина и здравоохранение, культура и искусство. 
– Все эти специальности имеют общие компетенции, во всех присутствуют цифровые технологии. А от бакалавриата к магистратуре и аспирантуре должны усиливаться международный и экономический аспекты. Если бакалавр в естественно-технической дисциплине должен уметь строить патентный ландшафт, выявлять и правильно выбирать способ правовой охраны, то магистр обязан еще и знать, как наращивать стоимость компании за счет интеллектуальной собственности, а аспирант – разбираться в экспорте технологий и стимулировании авторов. И эту логику Минобрнауки намерено применить во всех образовательных стандартах. В каждой группе специальностей (всего их порядка 60) есть своя специфика. Приказы о внесении новых компетенций в образовательные стандарты третьего поколения министерство готово издать в октябре, а в силу эти документы вступят с января 2018 года. Таким образом, через четыре года не менее полумиллиона человек будут владеть инструментом интеллектуальной собственности – и как ее создатели, и как пользователи.
Сергей Матвеев также сообщил, что в 2017 году Минобр-науки начнет поддерживать разработку электронных курсов на платформе “Открытое образование”. В числе новых подходов в обучении специалистов в области интеллектуальной собственности он назвал переориентирование с национального на глобальный уровень: “При подготовке кадров нам нужно видеть людей, которые смогут реализоваться на мировых рынках”. 
Участники заседания в целом поддержали рекомендации Совета по вопросам интеллектуальной собственности при СФ, адресованные Правительству РФ, профильным министерствам и органам государственной власти субъектов. 
Совет, в частности, призвал Минобрнауки, ФАНО и Роспатент содействовать внедрению в вузах и научных организациях регламентов в области интеллектуальной собственности, которые должны скоординировать и оптимизировать инновационную деятельность, а также повысить заинтересованность авторов в создании интеллектуального продукта.
Татьяна Возовикова

Нет комментариев