С ароматом ванили. Ученые нашли способ сохранения редких видов орхидей.

Пресс, который испытывает окружающая среда от деятельности человека, растет постоянно. Стремительность, с которой исчезает многое из обитающего на Земле, потрясает воображение: по самым скромным подсчетам специалистов, за десятилетие мы потеряли 5-10 процентов видов животного и растительного мира.
Едва ли не первыми страдают растения, поскольку не могут мигрировать, и наиболее уязвимые среди них — орхидеи. Хотя часть их введена в культуру, а некоторые, как ваниль, или ванильная орхидея, имеют промышленное значение, большинство видов теряется безвозвратно. Вспомните, как давно вы встречали в подмосковных лесах ночную фиалку, а по-научному — орхидею любку двулистную. Лично мне эти прекрасные, источающие тонкий аромат цветы не попадались уже лет пятнадцать даже там, где раньше их было в достатке.
Все острее встает вопрос: как уберечь то, что еще осталось?
В чем проблема, скажете вы, собрал семена и храни хоть тысячу лет, прорастает же пшеница из египетских захоронений! Беда в том, что способны на это далеко не все растения. Орхидеи из их числа: стоит семенам полежать чуть дольше или высохнуть чуть сильнее, как они теряют всхожесть. Не случайно подавляющее большинство видов орхидей проще отыскать в Красной Книге, чем в природе. Потому эти растения требуют защиты и сохранения в первую очередь.
Если семена нельзя сушить, надо попробовать их заморозить. Этим занялась группа криосохранения растений из отдела биологии клетки и биотехнологии растений Института физиологии растений (ИФР РАН) под руководством доктора биологических наук А.Попова и кандидата биологических наук Т.Никишиной. Однако и путь замораживания не так прост. Прежде семена необходимо довести до определенной влажности, иначе их неизбежно повредят образовавшиеся в клетках кристаллики льда. И пересушивать, как мы помним, нельзя.
Но вначале надо, выбрав оптимальное время, собрать семена. Они у орхидей совсем крошечные, вес каждого измеряется тысячными долями миллиграмма. А для закладки на сохранение требуется не менее грамма, поскольку даже при самых благоприятных условиях во взрослое растение сможет превратиться лишь их малая часть. Отработкой методики сбора и подготовки семян для криосохранения с 2001 года занимаются ученые Главного ботанического сада им. Н.В.Цицина РАН (ГБС РАН) доктор биологических наук Г.Коломейцева и кандидат биологических наук В.Антипина.
Кстати, сама коллекция орхидей ботанического сада уникальна. Старейшая и наиболее представительная на всем постсоветском пространстве, она содержит более 1000 видов 222 родов и более 300 гибридных сортов. Некоторым из этих растений более полувека, есть такие, которые можно увидеть только здесь, в естественной среде они полностью уничтожены.
Сегодня методика сбора и подготовки семян орхидей для хранения при низких температурах уже отработана. Проведены успешные опыты по проращиванию замороженных семян, получению от них плодородного потомства. Проще говоря, успешно пройден весь цикл. Благодаря совместным многолетним усилиям сотрудников Института физиологии растений и Ботанического института РАН, биофака МГУ, Нижегородского госуниверситета, криоколлекция ИФР РАН насчитывает более 800 образцов семян семейства орхидных, из которых более 20 видов занесены в Красную Книгу Российской Федерации.
Отработкой методик дальнейшего проращивания крио­сохраненных семян орхидей занимается Центр реинтродукции редких видов и растительных сообществ при ботаническом саде Нижегородского госуниверситета. Появилась реальная возможность не потерять навсегда многие редкие и красивейшие растения. Но все равно цветы в лесу лучше не рвать.

Юрий ХОМЕНКОВ