Что-то с носами. Ученые ищут причины эпидемии у летучих мышей.

Биологи из России и Чехии ищут пути распространения грибка “белого носа”, который приводит к гибели летучих мышей. В Северной Америке из-за синдрома, который вызывает этот грибок, с 2006 года практически полностью вымерло несколько многотысячных колоний.

Синдром “белого носа” вызывает грибок рода Geomyces: споры образуют белый налет на морде и других частях тела летучих мышей, на коже появляются повреждения. Возбудитель синдрома активируется во время зимней спячки, начиная размножаться, это истощает животное и в конечном итоге приводит к его гибели.

Ученые уже находят особей, зараженных этим грибком, в Европе, но случаи массовой гибели рукокрылых из-за синдрома “белого носа” еще не были здесь зафиксированы. Однако из-за сложившейся в США и Канаде ситуации, где погибло несколько миллионов летучих мышей, изучение синдрома “белого носа” является приоритетным научным направлением. Исследователи изучают пути распространения грибка и условия его развития, чтобы предотвратить возникновение эпидемии в Европе.

Недавно состоялась совместная экспедиция биологов из Томского госуниверситета, Уральского государственного медицинского университета, Института биологии позвоночных животных Чешской академии наук и Университета ветеринарии и фармакологии (Брно, Чехия). Ученые посетили три пещеры в районе города Североуральск (Свердловская область), где в 2014 году впервые в России были обнаружены зараженные особи. На сегодняшний день это самая северная точка, где найден грибок “белого носа”.

— Ранее считалось, что грибок по пещерам разносят туристы на подошвах обуви. Европейские коллеги предположили, что перенос могут осуществлять эктопаразиты, прежде всего кровососущие мухи, — рассказывает старший научный сотрудник лаборатории мониторинга биоразнообразия ТГУ Мария Орлова. — Паразитические членистоногие часто передают возбудителей различных заболеваний, но в случае с синдромом “белого носа” есть особенности: патогеном является грибок, а не простейшее или бактерия, и споры находятся на поверхности паразита.

Чтобы проверить выдвинутую гипотезу, ученые провели сбор паразитов в пещерах, собрали образцы грунта и стен, и в ближайшее время в лаборатории Университета ветеринарии и фармакологии в Брно исследователи извлекут ДНК грибка для дальнейшего изучения. В следующем году ученые планируют исследовать пещеру, где обитает самая северная колония летучих мышей, — Дивью (Пермский край).

В России сегодня обитает около 40 видов рукокрылых, большинство из них занесено в Красную книгу. Летучие мыши имеют важное значение для сельского хозяйства, так как питаются вредителями. Из-за эпидемии синдрома “белого носа” в Северной Америке за 10 лет погибло 6 миллионов особей летучих мышей, и из-за этого ежегодно американские фермеры теряют около 3,7 миллиарда долларов.