Жизнь, достойная памяти. Купеческий город гордится трудолюбивыми и склонными к наукам жителями.

Какая связь между Академией наук, высшей школой России и Городцом, до которого от Нижнего Новгорода час с лишним езды на машине? На первый взгляд, никакой: ни научных учреждений, ни вузов там отродясь не было. Жителей сейчас — 30 тысяч, да и в начале “эпохи перестройки” было не более 34 тысяч. С тех пор и заводы закрывались, и транспортные потоки замирали, но как-то город выжил, видно, сработала привычка его обитателей рассчитывать на свои силы и умения. Более того, последние лет пять о городе заговорили. Нет, там не поднялась сильно промышленность, не появилось новых крупных предприятий, но как-то оказался Городец на слуху. А 16 августа этого года распоряжением Правительства Российской Федерации группе специалистов за создание комплекса “Музейный квартал” в городе Городце присудили премию в области туризма.
Жаль неделю до этого радостного дня не дожил один из авторов идеи “Музейного квартала” журналист и писатель Сергей Петрович Чуянов, главный редактор художественного вещания телекомпании “ННТВ”, почетный гражданин Городецкого района, городов Балахна и Большое Болдино, лауреат Пушкинской, Горьковской и многих других творческих премий. Он воспринимал Городец вообще как город-музей, потому что его улочки, косогоры и площади, дома и колодцы помнят не только простых крестьян, ремесленников, купцов, живших здесь, но и людей, чьи имена навсегда вписаны в историю нашей страны.
Удивляет Городец уже тем, что, судя по памятному камню, установленному специально, старше Москвы: год основания — 1152. А еще тем, что заложен по велению самого Юрия Долгорукого. По легенде князь, оказавшись на высоком левом берегу Волги, восхитился красотой, открывавшейся с этого места, прикинул, что село на перекрестке многих дорог может стать центром торговли этих земель, и повелел заложить здесь детинец, окружив его земляным валом и глубоким рвом. Так и было сделано.
С тех пор за восемь с лишним веков (строгие историки настаивают, что заложен Городец был в 1171 году) его не раз сжигали, отстраивали, опять опустошали и снова возрождали. Здесь, возвращаясь больным из Золотой Орды, куда ездил, пытаясь предотвратить намечавшийся на Русь татарский поход, в 1263 году скончался 42-летний русский полководец Александр Невский. За свою жизнь он не проиграл ни одного сражения. Накануне смерти он, потомок князя Рюрика в ХI колене, принял иноческий постриг и схиму под именем Алексия. Простые обыватели рассказывают, что произошло это в Феодоровском мужском монастыре, основанном в Городце тоже Юрием Долгоруким. Но точно не в том, что сейчас известен прихожанам. Тот стерло время, злые люди. А нынешний был поднят на новом месте в начале XVIII века, и в 1767 году — ровно 250 лет назад — обитель эту посетила Екатерина II. Вместе с сопровождавшими ее в путешествии по Волге в составе большой свиты братьями Орловыми — Григорием и Владимиром. Через несколько лет Григорий потеряет свое влияние на императрицу, будет удален от двора, но Екатерина II, желая смягчить удар, пожалует бывшему фавориту много земель. Среди них “Нижегородского уезда села городецкого три слободы”… Но нам интересен Владимир, младший из пяти братьев Орловых. Именно ему по купчей от Григория перейдут эти села.
Как рассказывают сейчас в музее “Дом графини Паниной”, что на улице Андрея Рублева в Городце, “по слабости здоровья Владимир Орлов к военной службе не годился, и по склонности к наукам был послан на учебу в Лейпциг, где получил отличное образование. По возвращении в Санкт-Петербург был назначен императрицей директором (по-нашему президентом) Академии наук. Заметив его страсть к чтению, философский склад ума, хозяйственность, свойственную всем Орловым, педантизм и строгость, Екатерина доверила ему навести порядок в академии. И не ошиблась. Владимир Орлов восемь лет руководил Академией наук и довольно успешно.
Примечательно, что, обладая огромным состоянием, граф Владимир Григорьевич в быту был скромным, стремился “жить по Евангелию”. Во всех своих имениях он строил церкви. Как и братья, заботился о крепостных: одним из первых начал заводить для них больницы и ясли для их младенцев. В 1831 году село Городец по наследству получила дочь Владимира Орлова — графиня Софья Владимировна, по мужу — Панина. Ее супругом был граф Никита Петрович Панин”.
С тех пор эта фамилия произносится в Городце с уважением. Дело в том, что Софья Владимировна уже в XIX веке проявила себя как милосердная благотворительница. Она много делала для своих крестьян, а также для московских бедняков. Когда она умерла, праху ее приходили поклониться простые люди и молились об упокоении ее души. После смерти Софьи Владимировны село Городец унаследовал ее сын Виктор Никитич Панин, в середине XIX века 20 лет бывший министром юстиции Российской империи. Именно он в 1845 году распорядился о строительстве усадьбы для управляющего имением в селе Городце.
Супругой Виктора Никитича была Наталья Павловна — светская дама, пережившая пять императоров. Она хорошо знала императора Александра I и дружила с Пушкиным, была строга характером и принимала активное участие в воспитании внучки — полной тезки первой владелицы Городца Софьи Владимировны Паниной. Вторая Софья Владимировна получила Городец во владение по завещанию от бабушки в 1899 году.
К этому времени Софья Владимировна уже многое пережила. Рано потеряв отца, она стала наследницей огромного состояния Паниных. Закончив Екатерининский институт, в 19 лет вышла замуж за офицера А.Половцева, посаженым отцом на свадьбе был император Александр III. Но брак скоро распался, и Софья Владимировна целиком посвятила себя благотворительности — она строила больницы, школы, помогала голодающим, поддерживала материально Художественный театр и Всероссийский земский союз. В 1903 году на Лиговке в Петербурге возвела на свои средства Народный дом, где организовала учебные классы, ремесленные мастерские для рабочих и их детей, бесплатную столовую, амбулаторию, библиотеку… В полицейских донесениях того времени ее именовали “красной графиней”.
После Февральской революции Софья Панина стала товарищем министра народного просвещения во Временном правительстве. Это припомнили ей после Октябрьской революции и тем более то, что Панина отказалась передать большевикам денежные средства Министерства народного просвещения — они были помещены ею в иностранный банк и могли быть выданы только “законному режиму”. Ее привлекли к суду. Спасла Панину защита простых рабочих, среди которых она пользовалась огромным уважением. Тем не менее деньги пришлось вернуть, а с Россией — расстаться. Она уехала сначала в Чехию, где в Праге руководила организацией эмигрантов, а потом в США, где трудилась в Комитете помощи русским эмигрантам. Скончалась последняя представительница рода Паниных просветительница и меценатка Софья Владимировна в 1956 году и была похоронена на кладбище Ново-Дивеевского монастыря вблизи Нью-Йорка.
Но соотечественники — жители Городца, интеллигенция Нижегородской области — не забыли добрые дела ее и ее предков. В 2005 году в их старинной усадьбе они открыли музей “Дом графини Паниной”, собрав под его крышей не только документы, свидетельствующие о деятельности семьи в России на протяжении нескольких столетий, но и ряд тематических коллекций, через которые сумели рассказать увлекательную историю купеческого села Городец XVIII — начала XX века. Это и “Возрожденные шедевры”, где представлены живописные полотна, повествующие о былом величии Российской империи, и фотографии, и экспозиция городского костюма с изящными вещами, сохраняемыми в семьях городчан с позапрошлого века. Это и “Музыкальная гостиная”, где выставлены действующие шарманка, симфонион, фонограф, граммофоны, патефоны… Посетители, в основном видевшие эти диковины только в кино, замирают, когда экскурсовод без всяких дополнительных просьб заводит эти старинные механизмы и по залу разносятся необычные мелодии.
Примечательно, что эта экспозиция и экспозиции еще ряда музеев Городца составлены в основном из собрания Николая Полякова — доктора экономических наук, заведующего кафедрой “Системы налогообложения” Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского. На одном из планшетов в музее я увидела краткую биографическую справку о Николае Федоровиче — коллекционере, главе местного самоуправления Городецкого района. В ноябре этого года ему исполняется 70. Искренне хочу пожелать ему здоровья, а увлеченность пусть прибавит сил! Ведь почти всю жизнь, с детства, он увлекается историей, ее проявлением в конкретных вещах и событиях — музыкальных инструментах, столовой утвари, монетах, дверных замках, печных заслонках, весах… Одни его коллекции стали основой Музея Добра, другие составили богатейшую экспозицию Музея самовара. О собраниях и делах Н.Полякова можно рассказывать долго, но лучше выбрать время и приехать в Городец, походить по его улицам, зайти в Краеведческий музей этого города. Там вам подробно расскажут о купеческом сословии Городца — не просто о хлеботорговцах, промышленниках XIX-ХХ веков, но еще и попечителях школ, больниц, училищ, библиотек. Не пожалейте времени заглянуть и в другие музеи — поговорить с людьми, отведать пряников, что несколько веков пекут здесь. Не зря ведь открыт здесь музей “Городецкий пряник”. Там так забавно “читать” узоры деревянных форм, в которых в разные века выпекали и выпекают это лакомство, запоминать рецепты. Захотите — научат этому делу от начала до конца. А еще — вышивать, даже золотом; ладить детские игрушки; расписывать веселыми картинками мебель, утварь, всевозможные доски, ложки, плошки. Могут дать попробовать лепить посуду из глины.
Собирайтесь поскорее и приезжайте в Городец на день города — 9 сентября. В это утро с ладьи, что пристанет к пристани, сойдет сам Юрий Долгорукий — и откроет праздник, где начнется честное соревнование людей, умеющих собственными руками делать жизнь радостнее, теплее, сытнее, краше. Гарантирую — Городец поразит вас. Не богатством сверкающих неоном витрин, а резьбой наличников домов и ворот, богатством палитры русских ремесел, которыми владеют горожане, и бережностью, с которой работники городецких музеев все это дарят людям, устраивая разнообразные выставки и экспозиции. Они не ищут в прошлом виновных, а, наоборот, сохраняют, берегут свидетельства лучших дел своих предков и передают память о них детям, всем нам. Как традицию, как основу бытия, ибо в этой доброй памяти и есть сила земли нашей русской.

Елизавета ПОНАРИНА
Фото автора и с сайта http://static.panoramio.com

Нет комментариев