Тускнеет свет

Полярная звезда, которая испокон веков служит небесным маяком для путешественников, медленно угасает — данные более чем 160-летних наблюдений за светилом 1 февраля опубликовал The Astrophysical Journal Letters.
Астрофизик Хилдинг Нейлсон (Hilding Neilson) из Боннского университета (University of Bonn) в Германии вместе с коллегами регистрировали пульсацию Полярной звезды: с периодом в 4 дня эта звезда то тускнеет, то светлеет. Они измеряли вариации в продолжительности этого периода. Подобно всем звездам, Полярная звезда состоит из слоев газа, которые окружают ее ядро — звездный термоядерный реактор. Когда под воздействием гравитации звезды газ из внешних слоев затягивается внутрь, следующий слой газа становится светонепроницаемым, а потому звездное свечение меркнет. Накапливающаяся под непрозрачным слоем и ищущая выхода энергия нагревает этот слой, что вызывает его расширение, и он становится более прозрачным. Звезда увеличивается в размерах, увеличивается и ее яркость, и так происходит до тех пор, пока внешний слой газа снова не окажется затянутым внутрь, и цикл начнется сначала.
Однако пульсация неодинакова. Так, в 1844 году она была на 12 минут медленнее, чем сейчас. Предшественник Нейлсона с соавторами, канадский астроном из Университета святой Марии (St. Mary’s University) в Галифаксе Дэвид Тернер (David Turner) с коллегами, собрал все данные об измерениях пульсации Полярной звезды вплоть до 2004 года. К ним сейчас добавлены данные Нейлсона с сотрудниками и двух астрономов-любителей, которые свидетельствуют о том, что пульсация Полярной звезды каждый год замедляется на 4,5 секунды. Изменение скорости пульсации говорит об изменении структуры звезды. Если, как предполагают Нейлсон с соавторами, Полярная звезда — это старая звезда, исчерпывающая гелий в термоядерной реакции своих недр, то тогда ее пульсация уменьшается слишком быстро для принятой модели звездной эволюции. “Расхождение с эволюционной моделью можно объяснить только при допущении, что звезда теряет массу”, — говорит Нейлсон. Если это так, то путеводная звезда, коей является Полярная звезда, сияющая над Северным полюсом Земли, уже миновала стадию красного гиганта и сейчас дожигает гелий в своем ядре.