Соприкасаясь интересами. БРИКС выстраивает план научной кооперации.

Сегодня на долю стран БРИКС приходятся 17% мировых инвестиций в исследования и разработки и 27% научных публикаций в базе Web of Science. Статьи, подготовленные в рамках наших совместных проектов, в Бразилии составляют 8,5% публикаций, в России и Индии — по 10%, в Китае — 3%, в ЮАР — 15%.  Речь в основном идет о таких сферах, как физика, астрономия, медицина, машиностроение, материаловедение, химия, биохимия, генетика, молекулярная биология, сельское хозяйство и биологические науки. Есть задел для расширения научного сотрудничества и в области ветеринарии, экономики, науки о принятии решений, искусственного интеллекта, гуманитарных наук. Об этом рассказал заместитель директора Департамента науки и технологий Минобрнауки РФ Андрей АНИКЕЕВ, открывая специальную сессию “Перспективы развития науки и технологий в странах БРИКС” в НИУ “Высшая школа экономики” (НИУ ВШЭ). 

Мероприятие, организованное Форсайт-центром Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ,  состоялось в рамках VII Международной научной конференции “Форсайт и научно-техническая и инновационная политика” (Foresight and STI Policy) с участием представителей РАН, Французской академии наук, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Центра управления и стратегических исследований в области науки, технологий и инноваций (Бразилия),  глобального центра исследований будущего The Millennium Project и других отечественных и зарубежных научных центров, включая университетские.

Среди основных механизмов  взаимодействия государств БРИКС в области инноваций представитель Минобрнауки назвал  создание технопарков, открытый доступ к “большим данным” и инфраструктуре, которая позволяет ими оперировать,  а также сотрудничество в сфере молодежной инновационной деятельности.

— Есть интересные наработки и в области прогнозирования и мониторинга глобальной системы научно-технического развития, которые должны обеспечить странам блока уверенный взгляд в будущее, — добавил Андрей Аникеев. В конце ноября, по его словам, станут известны результаты второго конкурса совместных проектов по линии Рамочной программы БРИКС в сфере науки, технологий и инноваций (первый состоялся в прошлом году, из отобранных 26 проектов по десяти тематикам Минобрнауки поддержало семь, РФФИ — 13). Потенциальным участникам конкурса — международным научным коллективам — было предложено шесть тематических направлений исследований: предупреждение и ликвидация природных катастроф; водные ресурсы и борьба с их загрязнением; новая и возобновляемая энергетика, энергоэффективность; биотехнология и биомедицина, включая охрану здоровья человека и нейронауки; информационные технологии и высокопроизводительные вычисления; материаловедение, в том числе нанотехнологии.

Для наиболее эффективного приложения общих усилий в сфере научных исследований и разработок, интенсификации научно-технологического сотрудничества и инновационного развития стран-участниц необходимо правильно определить точки соприкосновения. О том, какие подходы используют для решения этой задачи специалисты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, рассказала в своем докладе на тему “Научно-технологические приоритеты для стран БРИКС: возможности для взаимовыгодного сотрудничества” научный сотрудник института Анна Гребенюк.  Она напомнила, что государства блока сегодня не являются друг для друга ключевыми партнерами в исследовательской сфере. В основном они сотрудничают с США, Евросоюзом и ближайшими соседями. 

— В то же время в отдельных областях — физике и астрономии, медицине и здравоохранении, технических науках — между странами БРИКС сложились устойчивые связи, — отметила докладчик. —  В остальных нам также есть что предложить друг другу. Через реализацию определенных тематических направлений мы могли бы решать важнейшие социально-экономические задачи, которые стоят сегодня перед государствами БРИКС, поэтому так важен вопрос приоритетов. В числе критериев их определения — вклад в экономический рост той или иной страны, решение важнейших социальных проблем, обеспечение технологической безопасности и наличие потенциала для реализации этих приоритетов. 

Выбирая точки соприкосновения, в которых комбинация общих усилий может дать наибольший эффект, эксперты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ проанализировали более 90 национальных и 20 международных документов, включая прогнозные и стратегические, провели библиометрический и патентный анализы. В итоге были определены 14 крупных направлений — ИКТ, нанотехнологии и новые материалы, космические системы, водные ресурсы, продовольственная безопасность, энергоэффективность и др. —  в рамках которых страны БРИКС могут сотрудничать.  

— Например, в России проводится множество исследований в области энергетики, но их итоги не очень востребованы научным сообществом. Здесь мы заинтересованы в привлечении исследователей из других государств БРИКС, чтобы сфокусироваться на более важных темах и получить более значимые результаты, — пояснила Анна Гребенюк. Она также сообщила, что помимо анализа документов исследователи ИСИЭЗ НИУ ВШЭ провели опрос с участием 900 экспертов, половина из которых представляли Бразилию, Индию, Китай и ЮАР. Согласно их данным, наибольший интерес для стран БРИКС представляет развитие ИКТ, транспортных и космических систем, за исключением астрономических наблюдений. 

— Есть точки роста в области биотехнологий, здравоохранения, сельского хозяйства и энергетики, при этом область возобновляемых источников энергии эксперты не относят к первоочередным, за исключением некоторых тематик, например, солнечной энергетики и  комбинированного использования энергии из нескольких источников, — отметила А.Гребенюк. 

В дальнейшем аналитики  ИСИЭЗ сформируют три блока  приоритетов, ориентируясь на  взаимную заинтересованность стран в развитии определенных направлений, и определят инструменты их поддержки.

— Будут выделены, в частности, те области, в которых мы в первую очередь должны сосредоточиться на взаимодействии научных организаций для развития технологий, проведения исследований и разработок, а также области, нуждающиеся в активном вовлечении бизнеса, чтобы коммерциализировать получаемые результаты и выпускать продукты на рынок, — сообщила эксперт. — Определим и наиболее перспективные организации в странах БРИКС, которые могут стать потенциальными участниками совместных проектов:  НИИ, вузы, компании реального сектора.  Все это ляжет в основу программы развития научно-технологического сотрудничества стран БРИКС и дорожной карты на среднюю и долгосрочную перспективы. Кроме того, полученные данные можно использовать для формирования общей информационной базы, с помощью которой заинтересованные участники будут выбирать перспективные тематики и контрагентов для сотрудничества, а также предлагать инструменты поддержки, способные значительно упростить запуск совместных проектов.

Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев