Куда смотреть?

Головной мозг человека эволюционировал с образованием нейронной цепи, которой не было у его предшественников, — это дофаминовая система удовольствий. С подробностями — Science Codex.
Система, играющая роль не только в формировании зависимостей, но и в развитии аутизма, возникла у людей в результате молекулярной и клеточной реорганизации участка головного мозга, который присутствует у всех высших приматов и контролирует продукцию химического медиатора дофамина. Статья об этом опубликована исследователями Йельского университета (Yale University) в журнале Science. “Дофаминовая система у людей не такая, как у шимпанзе”, — пояснил в комментарии радио NPR один из авторов нового исследования — профессор Ненад Сестан (Nenad Sestan). Этим можно объяснить различия в поведении человека и наших ближайших родственников при всем сходстве устройства их головного мозга. Результаты получены авторами в массивном мультицентровом сравнительном исследовании головного мозга нескольких видов приматов, включая человека. Ученые проанализировали 247 образцов мозговой ткани, полученных от пяти макак, пяти шимпанзе и шести людей, на предмет активности или неактивности генов в 16 участках мозга. Об активности генов судят по молекулам РНК — нуклеиновой кислоты, которая начинает синтезироваться при считывании информации с ДНК для последующего производства внутри клетки того или иного конечного продукта. В большинстве участков различия в активности генов между сопоставляемыми видами были незначительны. Но неокортекс отличался разительно. Это область коры головного мозга более развита у людей, чем у шимпанзе.
Исследователи обнаружили, что ген, кодирующий фермент тирозингидроксилазу — ключевой для синтеза дофамина — активен в неокортексе людей, но не у шимпанзе, и это привлекло их внимание. Дофамин известен своей ролью в “системе вознаграждения” мозга, которая реагирует на все стимулы, доставляющие удовольствие, — от секса и еды до наркотиков. Но дофамин также участвует в регуляции эмоциональных реакций, формировании памяти и двигательной активности. Аномальный уровень дофамина связан с различными расстройствами, включая болезнь Паркинсона, шизофрению и аутизм. Каким образом изменения в дофаминовой системе повлияли на развитие мозга человека, в настоящее время не ясно. “Но мы знаем, куда смотреть, чтобы выяснить, почему у нас она есть, а у шимпанзе нет”, — говорит Сестан. Одним из возможных следствий реорганизации человеческого мозга, по мнению эксперта из Стэнфордского университета (Stanford University) Роберта Саполски (Robert Sapolsky), может быть опосредованная дофамином уникальная способность человека проявлять интерес к вознаграждению, которое может быть получено через месяцы или даже годы.