Отци в ответе

Геномные исследования Ледяного человека — пятитысячелетней мумии Отци — подтверждают предположение о том, что сердечно-сосудистые заболевания не являются приметой нашего времени. С подробностями — Science Daily.
Исследователи из Института по изу­чению мумий и Ледяного человека (Institute for mummies and the Iceman) в Больцано, Италия, совместно с немецкими коллегами из Института генетики человека при Университете Тюбингена (Institute for Human Genetics at the University of Tübingen) и Саарландского университета (Saarland University) опубликовали в Nature Communications новые данные анализа ДНК доисторического охотника, чье мумифицированное тело было найдено в Альпах 20 лет назад, сообщает Science Daily. Как показали исследования генома Отци, проведенные под руководством Альберта Цинка (Albert Zink) из института в Больцано, альпийский охотник, умерший 5300 лет назад, был предрасположен к сердечно-сосудистым заболеваниям. С этими данными согласуются результаты предшествующих анатомических исследований, в которых было выявлено, что артерии Отци забиты жировыми отложениями, а стенки сосудов кальцинированы. Наряду с высокой вероятностью атеросклероза у Отци ученые отмечают, что он не страдал избыточным весом и, будучи охотником, вел физически активный образ жизни. “Свидетельства существования генетической предрасположенности к сердечно-сосудистым заболеваниям уже во времена Отци представляют для нас огромный интерес. Они указывают на то, что эти заболевания нельзя связывать исключительно с современным образом жизни, и мы намерены использовать данные Отци для изучения эволюции сердечно-сосудистых заболеваний”, — отмечает соавтор Цинка биоинформатик Андреас Келлер (Andreas Keller).
Кроме генетической предрасположенности к сердечно-сосудистым заболеваниям ученые обнаружили у Отци следы бактерий рода Borrelia, которые переносятся клещами и вызывают инфекционное заболевание клещевой боррелиоз, или болезнь Лайма. По словам Карстена Пуша (Carsten Pusch) из Тюбингена, “это старейшее свидетельство боррелиоза, указывающее на существование такой инфекции уже пять тысяч лет назад”.
Наряду с болезнью Лайма и предрасположенностью к атеросклерозу у альпийского охотника была выявлена генетическая непереносимость лактозы (молочного сахара). Эта неспособность переваривать цельное молоко характерна для древних популяций, в которых еще не было развито молочное скотоводство, в частности для обитателей Средиземноморского региона. Генетические особенности Y-хромосомы Отци указывают на то, что его предки имеют ближневосточное происхождение. В настоящее время Y-хромосома с таким гаплотипом встречается только на средиземноморских островах — Сардинии и Корсике. Ранее в геномных исследованиях Отци было установлено, что у него были карие глаза, а не голубые, как предполагалось художественной реконструкцией лица охотника.