Поиск - новости науки и техники

Соединят объединения. Образовательное пространство вновь свяжут УМО?

В предпоследний день уходящего года заканчивается действие образовательных стандартов второго поколения, что означает прекращение приема в вузы на прежние программы обучения. Перечень направлений подготовки, по которым будет осуществляться набор абитуриентов в 2011 году, учреждения ВПО обязаны объявить не позднее 1 февраля. Готова ли федеральная нормативно-методическая база к введению ФГОС третьего поколения, и успеют ли вузы обнародовать основные образовательные программы, соответствующие этим стандартам, в установленные законом сроки? Такой вопрос был поставлен перед Минобр­науки на совместном заседании расширенного президиума УМО по классическому университетскому образованию и съезда Ассоциации классических университетов России (АКУР).
Согласно представленной там информации по состоянию нормативной базы на 22 ноября, о полной готовности к началу приема на новые программы ВПО говорить не приходится. Из 111 направлений подготовки специалистов утвержден и зарегистрирован в Минюсте только один федеральный Госстандарт по специальности “Медико-профилактическое дело”, да и тот, как отметил заместитель председателя Совета УМО Игорь Котлобовский, содержит серьезные ошибки. Что же касается бакалавриата и магистратуры, то на данный момент разработаны основные образовательные программы только для половины утвержденных ФГОС.
Игорь Котлобовский обратил внимание на неполноту правовой базы подготовки приема по новым стандартам. В частности, отсутствует зарегистрированный в Минюсте перечень соответствия новых специальностей действующим ныне наименованиям, необходимый для установления преемственности лицензий и свидетельств о государственной аккредитации.
Однако, по словам заместителя директора Департамента профессионального образования Минобрнауки Олега Орчакова, ситуация только кажется катастрофической. Министерство минувшим летом претерпело чувствительную реструктуризацию, и после ликвидации Рособразования работу со стандартами пришлось перестраивать. Сейчас, когда составлен план-график утверждения новых стандартов ВПО, есть все основания надеяться, что отставание будет ликвидировано. Общее число существующих сегодня направлений (специальностей) подготовки бакалавров и магистров – 350. ФГОС утверждены для 280, 60 в настоящее время проходят правовые экспертизы. Задержки с принятием еще около 10 стандартов, как пояснил Олег Орчаков, связаны с трудностями в согласовании новых гуманитарных направлений, введение которых инициировано по линии Министерства культуры. Тем не менее Минобр­науки рассчитывает решить все проблемы в оставшийся срок и выполнить план-график к концу января.
Еще одной ключевой темой совместного заседания стала роль учебно-методических объединений в обеспечении реализации ФГОС. Как отметил в своем докладе председатель Совета УМО по классическому университетскому образованию, президент АКУР, ректор МГУ Виктор Садовничий, “многие вузы не готовы к разработке образовательных программ” на основе новых стандартов без помощи УМО, что грозит потерей качества образования. Он напомнил, что с 2006 года Минобрнауки последовательно ликвидировало активно действующую систему учебно-методических объединений вузов, лишив ее таких контрольных функций, как экспертная оценка учебных изданий и экспертиза при лицензировании образовательной деятельности. УМО также были фактически отстранены от участия в разработке ФГОС нового поколения и образовательных программ на их основе.
Тем не менее ряд объединений продолжает активную деятельность, выполняя функцию основного посредника между Минобрнауки и вузами по вопросам методической работы. В их числе и УМО по классическому университетскому образованию, созданное на базе МГУ. Сегодня в его составе работают представители 80 государственных университетов РФ, 22 учебно-методических совета по группам родственных специальностей и направлений. До настоящего времени действуют стандарты второго поколения по 64 специальностям и 33 направлениям подготовки бакалавров и магистров, разработанные этим объединением и введенные в 2001 году вместе с полным методическим обеспечением. А с 2005 года, несмотря на формальное устранение от участия в создании ФГОС нового поколения, УМО по классическому университетскому образованию организовало активную работу в этом направлении, исследуя ситуацию на рынке труда, привлекая европейских и российских экспертов, потенциальных работодателей и выпускников вузов для уточнения требований к профессиональным компетенциям. В итоге в Минобрнауки были представлены по 26 проектов стандартов программ для подготовки бакалавров и магистров, большая часть которых была утверждена в 2010 году. Параллельно разработаны соответствующие примерные основные образовательные программы (ПООП) и около 90 методических материалов. Они размещены в открытом доступе на сайте УМО, и, по оценкам экспертов, к ним часто обращаются вузы при проектировании своих программ на основе новых стандартов.
Ректор Тверского государственного университета Андрей Белоцерковский обратил внимание на то, что на новые ФГОС переходят вузы с разными возможностями, а стандарты третьего поколения носят “рамочный” характер. Поэтому нужна хорошо налаженная сеть государственно-общественных объединений для полноценного сопровождения реализации этих стандартов, оказания реальной помощи вузам и организации мониторинга качества общих образовательных программ. По его оценке, именно УМО всегда выполняли функцию связующего звена, необходимого для сохранения единого образовательного пространства.
Одним из пунктов решения совместного заседания стала просьба к Минобрнауки в порядке экстренной меры поручить действующим УМО вузов России до 25 декабря 2010 года организовать экспертизу проектов ПООП и предложенных в них профилей подготовки бакалавров.

Татьяна Возовикова

Нет комментариев