II Съезд инженеров России: Не те уровни?

Постройки прежних времен, памятник Ленину, оставшийся напротив проходной — на территории Всероссийского института легких сплавов, где на минувшей неделе проходил II Съезд инженеров России, многое напоминает о годах, когда на заводах кипела жизнь, и работать инженером было престижно. Сейчас в профессии молодых почти нет.
“Удельный вес молодежи в творческих коллективах не превышает 10%”, — с огорчением отметил в своем выступлении сопредседатель Высшего инженерного совета, президент Российской инженерной академии, член-корреспондент РАН Борис Гусев. К сожалению, и среди делегатов съезда, а их было более 250 человек из самых разных уголков страны, присутствовали только убеленные сединами представители инженерной элиты — руководители предприятий.
Участники съезда дали оценку состоянию различных отраслей промышленности и экономики. Среди конкурентоспособных были названы высоко- и среднетехнологичные производства в авиационной, ракетно-космической промышленности, нефте- и газодобыче, ряде других секторов экономики. В то же время нарастает отставание в машиностроении, энергетике, и электронике.
В целом оптимизма в выступлениях было мало. “В настоящее время все ведущие судостроительные предприятия России проигрывают в конкурентоспособности зарубежным компаниям по важнейшим показателям трудоемкости и срокам постройки судов, производительности труда, организации современного высокотехнологичного производства, в темпах внедрения инноваций, — поделился своими наблюдениями гендиректор ОАО “Адмиралтейские верфи” Владимир Александров. — В отрасли эксплуатируется 65-75% морально устаревшей и физически изношенной активной части производственных фондов”.
В итоге участники форума решили подготовить ряд рекомендаций, выполнение которых положительно повлияет на дальнейшее развитие промышленности.
А на следующей за пленарным заседанием научно-технической конференции детально обсуждались технологии, которые в ближайшие годы планируется внедрять на производствах. В их числе: накопители энергии большой емкости для объектов космической техники, технологии энергосбережения, безлюдной выемки в шахтах, нанотехнологии в производстве бетона, новые решения в строительном материаловедении, технике авиационной радиосвязи и многие другие.
Практически в каждом докладе звучало беспокойство за инженерное образование в нашей стране. На предприятиях не слишком благосклонно приняли введение двухуровневой системы. Теперь руководители не знают, где им брать “специалистов”.
“Проблема инженерного образования волнует всех, — говорит Б.Гусев. — Мы, безусловно, принимаем новую систему. Но само слово “специалист” в технических областях многое значит. Генеральные директора, которые участвуют в этом мероприятии, считают, что 70% инженеров должны быть именно “специалистами”, а не “бакалаврами” или “магистрами”. Услышит ли нас государство, или мы будем вынуждены сами изыскивать дополнительные возможности для предоставления званий инженеров людям, которые прошли определенные дополнительные курсы, — это вопрос. Его надо решать в государственном масштабе, мы готовы принять участие”.
Очевидно, что инженерное образование в нашей стране, так же как и сама промышленность, переживает трудные времена. Но современные дети, оказывается, хотят быть инженерами. В некоторых вузах, и об этом говорили выступавшие, в нынешнем году на инженерные специальности был довольно высокий конкурс.
При этом, как отметил генеральный директор ОАО “Иркутский научно-исследовательский и конструкторский институт химического и нефтяного машиностроения” Анатолий Кузнецов, не все инженерные специальности востребованы в промышленности. “По профессии работают только 20% от общего числа выпускников, — сказал он. — А потому нужны серьезные изменения глубинных основ построения промышленности, науки и образования”.

Елена МОРГУНОВА

Нет комментариев