Химия мозга

Дофамин мог сыграть ключевую роль в развитии уникальных социальных способностей человека. С подробностями — Sciencemag.org.
Люди — самые социальные животные, и новое исследование предполагает, что эволюция нашего социального интеллекта могла начаться с простого химического вещества, вырабатываемого в головном мозге. На протяжении десятилетий помимо очевидной разницы в размерах различия между головным мозгом человека и других приматов искали в нейроанатомических особенностях. Однако в 60-х годах прошлого века антрополог Ральф Холловей (Ralph Holloway) из Колумбийского университета (Columbia University) выдвинул гипотезу о том, что в интервале от шести миллионов до двух миллионов лет назад, когда человек стал прямоходящим, начал использовать орудия и развивать сложные социальные связи, у него произошли изменения химии мозга, которые определили судьбу вида. До значительного увеличения объема головного мозга 1,8 миллиона лет назад было еще далеко. Отследить химические соединения мозга, нейтротрансмиттеры, в ископаемых останках невозможно, а потому современная антропология обратилась к выявлению ключевых нейрохимических различий между людьми и другими ныне живущими приматами. Авторы статьи в Proceedings of the National Academy of Sciences антрополог Мэри Энн Раганти (Mary Ann Raghanti) и ее коллеги по Кентскому государственному университету (Kent State University) в штате Огайо воспользовались образцами ткани из банков головного мозга и зоопарков. Как отмечает Sciencemag.org, это были образцы от 38 индивидуумов шести видов, умерших по естественным причинам: людей, хохлатых капуцинов, свинохвостых макак, или лапундеров, оливковых бабуинов, горилл и шимпанзе.
Исследователи сделали срезы базальных ганглиев — скоплений нервных клеток и волокон в участке у основания головного мозга, который называется полосатым телом и служит своего рода координационным центром, передающим сигналы от различных частей мозга и обеспечивающим таким образом движение, обучение, а также социальное поведение. Срезы окрасили веществами, которые взаимодействуют с разными типами нейротрансмиттеров, включая дофамин, серотонин и нейропептид-гамма, которые связаны с восприятием социальных сигналов и кооперативными действиями. Затем авторы сопоставили в этих срезах уровни нейротрансмиттеров, высвободившихся в межклеточное пространство при жизни приматов. По сравнению с другими приматами в базальных ганглиях как людей, так и больших человекообразных обезьян были обнаружены повышенные уровни серотонина и нейропептида-гамма. Но только у людей было значительно больше дофамина, что вполне согласуется с данными недавнего сравнительного исследования экспрессии генов в головном мозге.