Привыкнуть к практике. Выпускники медвузов должны быть полностью готовы к самостоятельной работе.

Проблемы подготовки специалистов в области здравоохранения обсудили в Москве участники представительной конференции, одним из основных организаторов которой выступил Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова. Научные форумы, посвященные этой теме, стали здесь традиционными: нынешний — уже третий. Об особенностях и итогах трех дней работы общероссийской конференции “Медицинское образование-2012” мы попросили рассказать ректора университета, члена-корреспондента РАМН, профессора Петра Глыбочко.

— По деловой атмосфере и нацеленности на практические результаты конференция больше походила на жизненно важное рабочее совещание, — делится впечатлениями Петр Витальевич. — Об этом говорит и состав ее участников: руководители медицинских и фармацевтических вузов, различных учреждений и служб, обеспечивающих качество и эффективность учебного процесса, профессора и преподаватели, работники библиотек и информационных центров, специалисты, выполняющие исследования в рамках международного проекта TEMPUS IV. Примечательно, что общероссийская конференция стала по сути международной: ее программа привлекла внимание наших коллег из 12 стран мира, которые приняли активное участие в работе форума. Среди них представители Белоруссии, Бельгии, Германии, Великобритании, Италии, США, Франции, Украины, других государств. Было заслушано 211 докладов в ходе двух пленарных и 22 секционных заседаний.
С докладом, в котором были подняты многие вызывающие тревогу вопросы отечественного здравоохранения, выступила министр здравоохранения и социального развития РФ Т.Голикова. В частности, были приведены данные о значительном дефиците специалистов высшего и среднего звена, о кадровом дисбалансе между стационарным и амбулаторно-поликлиническим секторами здравоохранения, затронуты проблемы профессиональной ориентации студентов медвузов, переподготовки врачей и многие другие. Министр объявила, что в ближайшее время выйдет приказ, разрешающий студентам старших курсов работать на штатных должностях среднего медицинского персонала. Сразу же хочу отметить такой момент. Новостные агентства, работающие на конференции, в основном оперативно и корректно передали основные положения доклада.
Однако в комментариях некоторых СМИ разные его части были слиты воедино, из чего выходило, что кадровые “лакуны” в среднем медперсонале пытаются заполнить “недоучившимися студентами”. Это в корне неверно.
Нужно сказать, что сообщение о возможности клинической подработки для студентов участниками конференции было встречено аплодисментами. Это действительно наболевшая проблема, требующая политического и юридического решения. Мне, как ректору крупнейшего и ведущего медвуза страны, приходится постоянно встречаться с различными студенческими аудиториями, и вопрос возможности подработки в клиниках возникает на таких встречах постоянно. И чаще всего дело тут вовсе не в желании подзаработать. Нынешние студенты остро чувствуют необходимость дополнительной клинической практики. Молодой человек, стремящийся стать профессионалом в своем деле, хочет выйти из стен вуза с максимально возможным практическим инструментарием.
Еще год назад на конференции “Медицинское образование-2011” акцентированно ставился вопрос о необходимости развития у студентов практических навыков. С тех пор эти позиции были закреплены в новых Федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения (ФГОС). В нашем университете мы очень многое изменили и меняем в учебных программах, чтобы эти практические навыки будущим врачам привить и закрепить. У нас созданы и совершенствуются симуляционные центры различного профиля, скоро будет введен Центр эндолапароскопии для отработки практических навыков на лабораторных животных. Тем не менее “живая” клиническая практика предельно важна для будущего врача, это понимаем и мы, преподаватели, и сами студенты. Другой вопрос, что такая работа в клинике требует корректной юридической платформы: здесь и правовая защита студентов, и увязка с действующей системой сертификации. Именно поэтому приказ Минздравсоцразвития сейчас проходит необходимые процедуры в Министерстве юстиции РФ. Наша цель — обеспечить такой объем теоретических знаний и практических навыков, чтобы уже с 2016 года выпускники вуза могли работать в первичном звене здравоохранения сразу по получении дипломов. Это еще один важнейший шаг к выправлению упомянутого Т.Голиковой дисбаланса врачебных кадров между стационарами и поликлиниками.
— На конференции “Медицинское образование-2011” в центре внимания было обсуждение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Что сейчас было главным в работе форума?
— ФГОС нового, третьего, поколения уже приняты, и ключевой темой нынешней конференции стали вопросы их реализации. Мы должны ясно понимать: чему учить, как учить, кто должен это делать и, главное, специалиста какого уровня профессиональной компетенции мы получим на выходе. Это комплексная многоплановая задача для всей системы медицинского образования. Она включает в себя переработку и переиздание рабочих программ дисциплин, материальное переоснащение кафедр, разработку инновационных подходов к формированию, мониторингу, оценке общих и профессиональных компетенций студентов и слушателей.
— В результате обсуждения уже наметились какие-либо конкретные пути?
 — В нашей стране, как и во многих странах мира, в настоящее время рассматривается вопрос о формировании национальной рамки квалификаций, представляющей собой их системное и структурированное по уровням описание. Другими словами, речь идет о владении профессиональными компетенциями. Следовательно, нужна единая система независимой оценки и сертификации квалификаций специалистов (в том числе и в медико-биологической и фармацевтической отраслях).
Предложения Минобрнауки РФ по этому вопросу пока не однозначны и в большей степени касаются организации автономных некоммерческих объединений с передачей им этих полномочий. Российский союз промышленников и предпринимателей, как и некоторые другие общественные объединения, отстаивает позицию создания саморегулируемых организаций для проведения этой работы.
Мы же должны создать систему общественно-государственного регулирования этих механизмов в нашей отрасли при активной поддержке ректорского сообщества. В 2011 году постановлением Правительством РФ была принята Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы. Она определила 12 отраслей в качестве приоритетных для разработки и создания системы оценки качества профессионального образования. Здравоохранение вошло в этот перечень в качестве приоритета. В августе прошлого года состоялся конкурс, проводимый Министерством образования и науки РФ по данной Федеральной целевой программе. Первый МГМУ им. И.М.Сеченова, как победитель конкурса и исполнитель ФЦП, совместно с профильным и смежными департаментами нашего министерства в настоящее время разрабатывает типовую модель системы аккредитации выпускников и специалистов медико-биологической и фармацевтической отраслей.
— В чем новизна и какова структура этой системы оценки квалификаций? И какая роль в ней отводится Учебно-методическому объединению по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России, председателем которого вы являетесь?
— Согласно типовой для всех отраслей модели, частью создаваемой системы должны стать центры оценки профессиональных квалификаций медицинских и фармацевтических специалистов в каждом федеральном округе. Централизацией управления системой будут заниматься на федеральном уровне. А Федеральным экспертно-методическим центром этой системы станет базовое учреждение УМО. Типовая модель программы предусматривает размещение центров оценки профессиональных квалификаций на базе медицинских и фармацевтических вузов. В работе по созданию именно такой модели мы надеемся на поддержку руководства страны и всего медвузовского сообщества.

На фото: посетители на выставке, работавшей в рамках конференции

Олег РОМАШКОВ

Нет комментариев