Кости на месте

У мышей, побывавших в космосе, удалось предотвратить потерю костной ткани — итальянские ученые подсадили им генную конструкцию, которая обеспечивает сверхпродукцию белка, участвующего в формировании костей. С подробностями — PLoS One; New Scientist.
В недавнем номере открытого издания PLoS One представлено исследование Сары Тавелла (Sara Tavella) из Университета Генуи (University of Genoa) с коллегами из других итальянских научных центров, объектом которого были генетически модифицированные мыши, пробывшие в космосе дольше прочих животных. Они провели на борту Международной космической станции 91 день. Известно, что в условиях невесомости, или микрогравитации, в отсутствие привычных, земных, механических нагрузок костная ткань подвергается деминерализации, теряет кальций и фосфор. Недавние измерения, проведенные у 14 членов экипажей, которые находились на борту МКС от 4 до 6 месяцев, показали, что ежемесячные потери костной ткани в поясничной области и в берцовых костях космонавтов составляют от 0,8 до 1,5%. “Космонавты за одно путешествие могут потерять от 20 до 30% костной ткани”, — отмечает Сара Тавелла. И хотя они занимаются на орбите физическими упражнениями и принимают кальциевые добавки для ограничения вреда, который причиняет микрогравитация, вернуть кости в прежнее состояние на Земле бывает очень трудно.
Подобные изменения происходили с костями подопытных мышей, летавших в космос. Итальянские исследователи решили попробовать предотвратить потерю костной ткани, защитив организм животных изнутри. Для этого они вывели трех трансгенных мышей, которые производили белок плейотрофин в количестве, превышающем норму. Плейотрофин, будучи вовлеченным во многие процессы, способствует, в частности, формированию остеобластов, молодых клеток костной ткани, которые превращаются в основные ее клетки — остеоциты. Повышенная продукция плейотрофина у экспериментальных мышей была обусловлена тем, что внедренная в них генно-инженерная конструкция несла ген этого белка под контролем определенной последовательности ДНК человека, промотра этого гена. Всего в эксперименте на МКС участвовали шесть грызунов. Трансгенные мыши с повышенной продукцией плейотрофина за три месяца потеряли всего 3% костной ткани, тогда как позвоночник обычных мышей утратил 41,5% своей массы. Как отмечает New Scientist, возможности такой белковой профилактики могут быть изучены для использования в подготовке космонавтов.