Ген, мы тебя знаем! Врачи и ученые помогли рождению здорового ребенка.

В Медико-генетический диагностический центр Петербурга (МГЦ) обратилась молодая семейная пара, которая ждала появления малыша. Будущие родители хотели выяснить, не грозят ли их первенцу возможные наследственные патологии. Врачи провели пренатальное обследование и установили: хромосомный набор в норме, но плод заметно отстает в развитии. Уже после рождения мальчику был поставлен предварительный диагноз: микроцефалия (недоразвитие черепа и головного мозга) в структуре наследственного синдрома.
Назвать конкретный синдром врачи затруднялись. Разобраться в непростом случае помогли коллеги из Института трансляционной биомедицины Санкт-Петербургского государственного университета, Городской больницы №40 и НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О.Отта. Специалисты Биобанка СПбГУ исследовали множество генов, ответственных за развитие микроцефалии, и обнаружили у ребенка две ранее неизвестные мутации в одном и том же гене PHGDH, доставшиеся от родителей. Мутации в этом гене приводят к наследственной патологии, которая и стала причиной синдрома Ноя — Лаксовой (редкое неизлечимое заболевание, описанное в 1971 году).
— Впервые в России мы осуществили сложную многоступенчатую диагностику ДНК семьи, — рассказал “Поиску” директор Биобанка СПбГУ Андрей Глотов. — Был разработан нестандартный протокол для анализа ДНК ребенка с помощью экзомного секвенирования (исследования всех болезнь-ассоциируемых генов, содержащихся в геноме). Оно проводилось методом нового поколения NGS, что и помогло поставить диагноз малышу. Кроме того, мы разработали тест-систему для обследования и диагностики этой семьи на конкретные редкие мутации. Выяснилось, что родители являются их носителями. Система применима для поиска этих мутаций и в других семьях. В Биобанке идет постоянное накопление базы данных, что сделало ее самой крупной в Санкт-Петербурге и одной из крупнейших в стране, — 22 тысячи генов уже можно анализировать, как видно, не только в научных, но и в практических целях.
Между тем пара не отказалась от мечты родить здорового ребенка и, получив исчерпывающую информацию о генетических рисках, стала планировать вторую беременность. С вероятностью 25% она могла привести к рождению малыша с синдромом Ноя — Лаксовой. Логично было прибегнуть к ЭКО (экстракорпоральному оплодотворению) с преимплантационной генетической диагностикой, но родители отвергли “пробирочный” вариант и предпочли естественный путь зачатия.
— Полной неожиданностью для нас стали результаты УЗИ на третьем месяце беременности: у мамочки двойня, мальчик и девочка! Причем с помощью молекулярно-генетической диагностики было четко установлено, что у мальчика тот самый синдром, — рассказала врач-генетик МГЦ Лидия Лязина. — В результате на сроке беременности 15-16 недель была проведена редукция плода в специализированном родильном доме №17. В семье родилась здоровая девочка: вес 3,1 кг, длина тела 50 см. У малышки даже нет мутаций, присущих родителям. Значит, болезни под названием “синдром Ноя — Лаксовой” в ее роду не будет!
Синдром Ноя — Лаксовой — так называемое моногенное заболевание (связанное с мутациями на уровне одного гена). Известно уже около 5000 подобных заболеваний. По российским стандартам, редким является заболевание, встречающееся не более чем у 10 человек на 100 тысяч населения. Список диагнозов, по которым государство гарантирует лекарственную помощь за счет средств бюджета, гораздо короче — в нем всего 24 пункта, и он не обновлялся почти пять лет. Петербургские генетики стремятся увеличить как перечень заболеваний, которые можно диагностировать методами прогностического генетического тестирования, так и долю их выявления: пока это 30-35%, но для некоторых детских эндокринологических заболеваний уже 50%.
— В идеале прежде, чем планировать беременность, необходимо диагностировать маму и папу, но для этого нужно понимать, на какие именно патологии обращать внимание; исследовать весь геном родителей, к сожалению, пока невозможно, — рассказал ведущий научный сотрудник Института трансляционной биомедицины СПбГУ, руководитель сектора клинико-генетических исследований Городской больницы №40 Олег Глотов. — Сегодня список патологий, риск возникновения которых можно исключить или грамотно спланировать, пополнился новым заболеванием. Нам удалось ассоциировать его с конкретным геном, который можно теперь исследовать применительно к другим семьям.
Слаженной работе петербургского генетического консорциума явно способствовали родственные связи и принадлежность к одной научной школе. Олег и Андрей Глотовы — братья-близнецы, оба — ученики профессора СПбГУ члена-корреспондента РАН Владислава Баранова, заведующего лабораторией пренатальной диагностики наследственных и врожденных заболеваний НИИ им. Д.О.Отта, продолжают тесно с ним сотрудничать.
Давний приверженец идеи генетического паспорта, Владислав Сергеевич убежден: каждый человек должен знать особенности своего генома на предмет наличия скрытых мутаций, “поломок” ДНК и хромосом, тем более это относится к супругам, желающим обзавестись потомством. Сейчас по его инициативе на рассмотрение городского Комитета по здравоохранению выносятся проекты программ “Диагностика и профилактика редких (орфанных) заболеваний до и после рождения” и “Неинвазивный пренатальный скрининг хромосомной патологии”.
Собственно, алгоритм обследования будущих родителей с целью активной профилактики врожденной наследственной патологии уже разработан — это “Генетическая карта репродуктивного здоровья”, используемая в НИИ им. Д.О.Отта. Вот только неинвазивная пренатальная диагностика (НИПД) хромосомных болезней плода по образцу материнской крови, широко применяемая в мире, в нее пока не входит. В Санкт-Петербурге созданы все условия для ее внедрения, серьезным препятствием остается стоимость метода, пути снижения которой и предполагается обсудить в горздраве.
Не секрет, что этот метод продвигают “в массы” частные фирмы: отсылают образцы крови беременных женщин за рубеж, нарушая юридические нормы, усложняя работу служб пренатальной диагностики. По мнению профессора Баранова и его коллег, рационально было бы сохранить эффективно действующую систему раннего пренатального скрининга (биохимического и ультразвукового) и дополнить ее НИПД. Комплексный подход к ведению беременности, включая NGS-секвенирование и преимплантационную генетическую диагностику, позволит минимизировать риски родителей и их малышей.
Фото пресс-службы СПбГУ