В сибирских тропиках. Убежище динозавров — находка для ученых.

Миллионы лет назад по территории нынешней Западной Сибири бродили динозавры. Им долгое время неплохо жилось на этой земле, несмотря на то что Сибирь в ту эпоху находилась примерно в тех же широтах, что и сегодня. Дело в том, что тепло по поверхности Земли тогда распространялось иначе, нежели в наше время, так как по-другому располагались континенты и океаны. Сегодня на шаре — четыре климатических ячейки, а в древние времена было две. Кроме того, большую часть Западной Сибири с юрского периода до палеогена покрывало море (около 23-28 миллионов лет назад оно исчезло), что значительно смягчало климат. На этой территории были, по сути, тропики! Так что нет ничего удивительного в том, что регион стал кладезем ценной для палеонтологов информации.

Привет из мезозоя
Ученые геолого-географического факультета Томского госуниверситета вместе с коллегами из Санкт-Петербургского госуниверситета и Зоологического института РАН в рамках госзадания проводят комплексные исследования западно-сибирских рефугиумов динозавровой и мамонтовой фаун. Именно здесь в мезозое и кайнозое сохранялись многие виды континентальных позвоночных, которые на окружающих территориях уже вымерли. Ученые исследуют палеоэкологические связи с целью выявить причины, которые способствовали сохранению древних животных, и факторы, спровоцировавшие вымирание. Полученные данные могут служить ключом к спасению современных вымирающих видов.
Палеонтологи и геологи ТГУ занимаются динозавровой тематикой почти четверть века. Уже в самом начале этого пути ученым крупно повезло — в 1995 году в районе села Шестаково (Кемеровская область) они обнаружили два новых местонахождения окаменелых костей древних животных.
— Ранее, в 1953 году, в бассейне реки Кия и Шестаковского яра доцент ТГУ Иван Лебедев и московский геолог Александр Моссаковский нашли независимо друг от друга два фрагмента скелетов пситтакозавров, которые сейчас хранятся в Палеонтологическом институте РАН, — рассказывает заведующий лабораторией континентальных экосистем мезозоя и кайнозоя ГГФ ТГУ Сергей Лещинский (на верхнем снимке). — В начале 1960-х годов там же, в Шестаково, были обнаружены кости более крупного динозавра, но они были утеряны еще в советское время. Описание первых находок динозавров Западной Сибири до сих пор не опубликовано.
После этого про Шестаковский яр (ныне местонахождение Шестаково-1) забыли на многие годы. Ученые ТГУ в начале 1990-х выбрали это место для проведения учебной геологической практики и тематических исследований из-за выгодного ландшафта. Река Кия подмывает берег и вскрывает уникальный километровый разрез первой половины мелового периода, помогая исследователям добраться до ценнейших объектов. В 1995 году здесь были найдены остатки нескольких растительноядных динозавров, в том числе фрагмент стопы крупного зауропода.
Позже, в 2008 году, в ходе совместной экспедиции с коллегами из СПбГУ и ЗИН РАН палеонтологи обнаружили в Шестаково позвонки этого ящера. Выяснилось, что его возраст — 100-120 миллионов лет. Размеры крестца животного свидетельствуют о том, что это была взрослая особь длиной около 20 метров и весом около 40 тонн.
После тщательного исследования окаменелых костей и сравнения их с остатками зауроподов, найденных в разное время в других странах мира, стало понятно, что динозавр из Шестаково-1 — представитель нового рода и вида. Его характерной чертой является наличие пяти крестцовых позвонков, крестцовых ребер, ориентированных радиально (в форме звезды), и особого гребня на невральной дуге туловищного позвонка. Анатомические особенности и привязка к бывшему ареалу обитания зафиксированы в латинском названии нового таксона — Sibirotitan astrosacralis (Сибиротитан звездокрестцовый). В 2018 году научная статья с его описанием опубликована в журнале Geobios издательства Elsevier.
В мае 2017 года остатки гигантского динозавра “поселили” в главном корпусе ТГУ. Ученые и руководство университета сошлись во мнении, что уникальный экспонат должно видеть максимальное количество людей, поэтому крестец выставили не в палеонтологическом музее, а в холле Центра культуры ТГУ. Предполагается, что в дальнейшем, по мере подготовки других фрагментов, которые пока хранятся в лаборатории, экспозиция будет дополняться.
Динозавры, крокодилы…
В 1995 году на расстоянии нескольких километров от Шестаковского яра ученые открыли два новых местонахождения динозавровой фауны (Шестаково-2 и Шестаково-3). Там были не только древние ящеры, но и другие позвоночные, которые соседствовали миллионы лет назад.
— Началось все со строительства дороги, — рассказывает сотрудник лаборатории континентальных экосистем мезозоя и кайнозоя ГГФ ТГУ Степан Иванцов. — Бульдозер вскрыл часть холма. Во время одного из маршрутов руководители геологической практики ГГФ ТГУ Владимир Саев и Сергей Лещинский обратили внимание на это место. В небольшом разрезе опытные палеонтологи сразу заметили ископаемые кости в анатомическом сочленении. Так было открыто Шестаково-3. Сегодня это одно из самых больших кладбищ динозавров в России.
В 1999 году в Шестаково-3 учеными ТГУ была сделана находка, которая быстро обрела всемирную известность. Палеонтологи обнаружили два целых скелета позвоночных животных, которые оказались рогатыми динозаврами и получили название сибирский пситтакозавр. Скелеты находились вплотную друг к другу в анатомическом сочленении. Скорее всего, трупы динозавров были быстро захоронены в условиях речной дельты, благодаря этому окаменелости хорошо сохранились и были описаны в качестве голотипов (эталонов) нового вида.
Возраст находок — около 100-120 миллионов лет. В настоящее время пситтакозавры в стеклянном саркофаге выставлены в палеонтологическом музее ТГУ. От сородичей, обитавших в других уголках Земли, их отличают размеры — “сибиряки” самые крупные из всех известных пситтакозавров, их длина от попугаеобразного “клюва” до кончика хвоста превышает два метра. Можно сказать, что в то время именно они были хозяевами суши, более половины всех остатков древних ящеров, обнаруженных в разное время в этих местах, вероятно, принадлежит этому таксону.
— В 2008 году здесь же, на Шестаково-3, мы вместе с коллегами из СПбГУ и Палеонтологического института РАН нашли яйцо динозавра, которое является сегодня древнейшим в России, ему около 100 миллионов лет, — говорит Степан Иванцов. — Кстати, принадлежало оно вовсе не рогатым ящерам, а, по-видимому, хищным динозаврам, которые имели весьма скромные размеры — не более метра высотой — потому и яйцо было очень маленькое, всего два сантиметра в диаметре.
Помимо этого, в Шестаково-3 в ходе разных экспедиций сотрудники ГГФ ТГУ обнаружили остатки птиц, мелких хищных динозавров, млекопитающего, а также черепа двух карликовых крокодилов. Древние рептилии оказались новыми родами и видами, один из них получил название Kyasuchus saevi — от реки Кия и в честь первооткрывателя Шестаково-3 доцента кафедры палеонтологии и исторической геологии Владимира Саева.
— Почти все протозухии (древние крокодилы) вымерли еще в юрском периоде, — говорит ведущий научный сотрудник лаборатории континентальных экосистем мезозоя и кайнозоя ГГФ ТГУ, заведующий лабораторией териологии Зоологического института РАН Александр Аверьянов. — Однако в Японии и в бассейне современной реки Чулым (юго-восток Западно-Сибирской равнины) они жили еще почти 40 миллионов лет до конца раннего мела. В это время во многих регионах уже обитали предки современных крокодилов.
Стоит отметить, что не только протозухи, но и другие позвоночные обитали в районе Шестаково намного дольше, чем в других уголках планеты. В то время как во многих местах ящеры вымирали, на территории, где расположена современная Сибирь, они чувствовали себя вполне комфортно. В сибирском рефугиуме динозавры просуществовали на 30 миллионов лет дольше. Некоторые рода прослеживаются со средней юры, что, вероятно, было вызвано довольно стабильными условиями и изоляцией.
Загадки рефугиума
Похожая ситуация на юге Западно-Сибирской равнины складывалась и гораздо позднее, когда спустя более чем 100 миллионов лет на Земле стали массово вымирать мамонты. В 2016 году в Новосибирской области, в урочище Волчья Грива, палеонтологи ТГУ раскопали локальное скопление костей мамонтов с крупнейшей концентрацией в Азии.
Количество остатков на один квадратный метр при толщине костеносного слоя около полуметра местами превышало 130 находок: позвонки, ребра, кости конечностей и т.д. Подобной “плотности” скелетных остатков мамонтов в азиатской части России больше нет. По мнению специалистов, Волчья Грива располагалась на территории самого южного мамонтового рефугиума из ныне известных. Сейчас палеонтологи проводят серийное радиоуглеродное датирование уникальных образцов, что позволит определить возраст вымерших млекопитающих с минимальной погрешностью.
— Судя по тому, что на многих костях мамонтов присутствуют признаки остеодистрофии, животные страдали от минерального голодания, — говорит Сергей Лещинский. — Именно потребность в полноценном минеральном питании приводила их в Волчью Гриву, которая являлась зверовым солонцом.
Исследованиями причин вымирания мамонтов, динозавров и других позвоночных занимается группа специалистов, в которую входят палеонтологи и геологи ТГУ, биологи Зоологического института РАН и СПбГУ. Они пытаются выяснить, нарушение каких экологических связей является губительным для вида, каковы факторы, обеспечивающие локальное сохранение животных во время их массового исчезновения, почему вымерли самые крупные континентальные млекопитающие.
Для решения этих и других фундаментальных вопросов ученые анализируют материал, собранный в рефугиумах мамонтовой и динозавровой фаун. В первую очередь речь идет о местонахождениях Волчья Грива, Шестаково-1 и Шестаково-3, местонахождениях, открытых учеными на реке Кемчуг (Красноярский край). Среди наиболее интересных находок палеонтологов — остатки хищных мини-динозавров.
Кроме собственно ископаемых костей и зубов ученые ГГФ ТГУ исследуют отложения, в которых были захоронены вымершие гиганты и карлики. Анализ пыльцы, спор, семян, остракод и других микропалеонтологических остатков необходим для установления факторов, обеспечивавших древним животным Сибири благоприятные условия обитания. Полученные данные могут служить ключом к спасению современных вымирающих видов.
Тема эта сегодня весьма актуальная. В докладе Комиссии по биоразнообразию ООН за 2010 год современная ситуация сравнивается с вымиранием динозавров 65 миллионов лет назад. Сегодня более 40 процентов представителей животного мира на Земле находятся под угрозой исчезновения.
Елена ФРИЦ