Озерный край?

Большое подповерхностное пересохшее озеро обнаружено геологами благодаря спутниковой съемке в центре пустыни Сахара в Египте. Подобные исследования важны для понимания обстоятельств, сопутствующих исходу раннего человека из Африки, сообщает ScienceNews.
Методом георадиолокационного подповерхностного зондирования, или георадиолокации, ученые обнаружили следы озера, сопоставимого по величине с одним из североамериканских Великих озер, озером Эри. Научную статью, описывающую исследование геологов Смитсоновского национального музея воздухоплавания и космоса в Вашингтоне (Smithsonian National Air and Space Museum in Washington, D.C.), публикует декабрьский номер журнала Geology. Авторы пришли к выводу, что озеро возникло около 250 тысяч лет назад. Оно увеличивалось в размерах, но потом стало усыхать, пока окончательно не испарилось около 80 тысяч лет назад. Когда Homo sapiens начал миграцию из Африки на север и восток, на его пути оказалось и это полноводное озеро. Но оно было не единственным водоемом в местах, которые мы сегодня знаем как пустыню.
За десятки тысяч лет пустынные ветры погребли под песком не один древний ландшафт. Следы огромных озер, существовавших, по меньшей мере, 250 тысяч лет назад, найдены также в Чаде, Ливии и Судане.
На месте только что обнаруженного пересохшего озера, что в 400 км западнее Нила, в 1980-х палеонтологами были найдены ископаемые рыбьи останки, и с тех пор ученые пытались понять, как они могли там оказаться. В 2000 году астронавты шаттла Endeavour с помощью радарных инструментов получили топографическое изображение этой местности с высоким разрешением. Антрополог из Университета Торонто (University of Toronto) Максин Клейндинст (Maxin Kleindienst) и ее коллеги, проанализировав снимки, попытались объяснить природу грунтовых вод Северо-Восточной Африки на протяжении последних сотен тысяч лет, с тех пор как возникла река Нил. Поскольку в западной части долины Нила есть низинная область, где могла скапливаться паводковая вода, ученые предполагают, что нильская рыба могла быть занесена туда в результате разлива реки. По подсчетам геологов, древнее озеро простиралось на 350 км, вплоть до границы с нынешним Суданом. В то время этот регион был дождлив и покрыт лугами. Разливы Нила происходят каждый год и в наше время, и это играет важную роль в системе ирригации страны. Так же как и в древности, в Сахаре возникают озера, но они маленькие и быстро пересыхают, почти не оставляя следов.