Упражнения на гибкость. Smart education учит учиться.

Дистанционное образование и электронное обучение положили начало новому общемировому явлению — smart education. Речь идет уже не столько о технологиях, сколько о новой философии образования. Эту тему мы решили обсудить с Владимиром ТИХОМИРОВЫМ, научным руководителем Московского государственного университета экономики, статистики и информатики — вуза, где активно развиваются вышеупомянутые направления.
— Владимир Павлович, что такое smart education?
— Smart education, или умное обучение, — это гибкое обучение в интерактивной образовательной среде с помощью контента со всего мира, находящегося в свободном доступе. Главное в smart education — максимальная доступность знаний.
— Почему возникла потребность в открытых знаниях? Каковы предпосылки возникновения smart education в мире?
— O smart education впервые серьезно заговорили в 2009 году, во многом в связи с Digital Divide Two, или вторым цифровым разрывом. Первый цифровой разрыв позволял оценить положение стран, народов, континентов по части насыщения электронными технологиями, в основном это были количественные оценки. Была отмечена следующая зависимость: страны, обладающие большим количеством технологий, благодаря им развиваются еще активнее.
Во втором цифровом разрыве возникли новые акценты. Многие наши функции были переданы машине, сам же человек сосредоточил свое внимание на креативности, на саморазвитии. Возник вопрос: какой новый эффект получают люди с помощью этих технологий и возможностей? Допустим, мы научились переводить учебники в электронный формат. Но что это дает преподавателю, студенту?
Философия второго цифрового разрыва подразумевает, что использование информационно-коммуникационных?техноло-гий начинает эффективно коррелировать с новой мотивацией к получению знаний, а они, в свою очередь, становятся доступными все большему количеству людей. Пример тому — блоги, открытые образовательные ресурсы.
Только явив какую-то информацию людям, можно привлечь их внимание, вызвать на дискуссию и, тем самым, увидеть разнообразие подходов к той или иной проблеме. Активное использование новых знаний, размещаемых в открытых образовательных ресурсах, — принципиальная позиция второго цифрового разрыва. Именно она стала основой формирования философии smart education.
— Правомерно ли говорить, что smart education идет вслед за электронным обучением? В чем различие между ними?
— В прошлом десятилетии активно формировалось цифровое общество с такими атрибутами, как экономика знаний, электронная культура, электронное здравоохранение, электронное правительство, электронная наука. Электронное обучение имплантировано в структуру цифрового общества и является его центральным, системо­образующим элементом.
Однако, говоря об e-learning, мы в основном делали упор на технологии. Сегодня технологическое оснащение ведущих университетов мира достигло такого предела, что дальнейшее развитие информационной базы качественно нового изменения не принесет. Электронное обучение больше не является инновацией, в нем нет неясных позиций. Образовательный контент в свободном доступе для студентов, обеспечение двусторонней связи между преподавателями и студентами, обмен знаниями между ними, автоматизация административных задач — все это относится к технологиям.
Но что дальше? Что люди делают с этими технологиями, какой эффект получают? Эти вопросы лежат уже в разрезе smart education. Именно оно обеспечит максимально высокий уровень образования, соответствующий задачам и возможностям сегодняшнего мира, позволит молодым людям адаптироваться в условиях быстроменяющейся среды, обеспечит переход от книжного контента к активному. Smart education — это новая стратегия развития образования.
— Как именно будут достигнуты эти цели?
— Smart education подразумевает неформальное объединение учебных заведений для осуществления совместной образовательной деятельности в сети Интернет на базе общих стандартов, соглашений и технологий. То есть речь идет о совместном создании и использовании контента, а также обучении. Примером тому может служить проект следующего десятилетия — Единый европейский университет с общим деканатом, который будет сопровождать перемещение студентов из вуза в вуз. Болонская декларация дает вузам возможность принимать студентов без переэкзаменовки, создавая, таким образом, Smart education system для Европы. ЕЕУ будет осуществлять коллективный процесс обучения с помощью общего репозитория учебных материалов.
— Кстати, об учебных материалах. Новые условия обучения выдвинут к ним новые требования. Как должен измениться образовательный контент?
— Новый образовательный контент позволит студентам приобрести навыки и знания в соответствии с компетентностной моделью. В рамках философии smart education преподаватель может разрабатывать индивидуальный подход для каждого студента благодаря дисциплинам по выбору. На это настроена вся Болонская система. Более того, сам студент может участвовать в разработке конкретных дисциплин. Фактически учебный план студент для себя составляет сам, задача преподавателей — помогать ему в этом.
Smart education дает преподавателю возможность не тратить лишнее время на технические требования, связанные с разработкой курса. Он сможет воспользоваться уже существующим контентом, который реализован в виде модулей, описанных специальным образом. С помощью технологий эти модули можно собирать в любой последовательности, более того в автоматизированном режиме.
Smart education потребует развития интернет-сообществ, социальных сетей, в которых преподаватели смогут обмениваться контентом, чтобы создать эффект многообразия в понимании конкретной дисциплины. Умное образование — это переход от пассивного контента к активному, к интерактивному, к онлайновому. Сегодня задача номер один — создание цифровых репозиториев.
— Каков портрет студента и преподавателя нового типа?
— В прошлом студент был вынужден посещать занятия, записывать материал, единственным источником знания были лекции. Сегодня учащийся отлично владеет базовыми ИТ-технологиями, поисковыми инструментами Интернета, сам способен находить нужную информацию, у него нет необходимости в записи лекционного материала. Но он нуждается в путеводителе, и это — функция преподавателя. Он должен создавать новые знания, направлять студента на получение требуемых знаний и обучать его с использованием уже привычных ему технологий. Только так можно обеспечить качество образования, которое будет удовлетворять студентов.
— На ваш взгляд, можно ли говорить о том, что классическое образование уступит позиции smart education?
— Прошлое десятилетие ознаменовалось пониманием совершенно уникального явления: с быстрым развитием web-технологий стремительно растут объемы информации и тех знаний, которые продуцирует экономика знаний. Они размещаются в Интернете и в значительной степени в мультимедиа-каналах. Классическое образование с его ориентацией на книги способно давать ничтожно малый объем знаний по сравнению с тем, что сегодня размещено в ресурсах Интернета.
Значительная часть контента, в том числе образовательного, расположенного на web-ресурсах в Интернете, вообще никогда не попадет в книги. Оперируя только твердыми копиями, преподаватель обкрадывает себя и студента. Сохранение системы образования, ориентированной на книги, приведет к стагнации общества менее чем за десятилетие.
Smart education позволит создать условия синхронизированной доставки знаний: то, что вчера было на сайте, сегодня — в учебном материале. Smart education — это объединение студентов, преподавателей и знаний со всего мира. На мой взгляд, именно в этом залог развития интеллектуального потенциала России.

Беседу вела Елена ГОРДЕЕНКОВА

Нет комментариев