В тренде трудно. Российское образование выруливает на глобальный курс.

Пятый Московский международный салон образования (ММСО), завершивший на днях свою работу на площадке одного из павильонов ВДНХ, стал в этом году местом “выяснения отношений” между всеми участниками образовательного процесса: преподавателями школ и вузов, представителями органов власти, бизнеса, школьниками и их родителями, студентами. Как заявил директор ММСО Максим Казарновский, организаторы салона поставили своей задачей организовать среду, в условиях которой эти коммуникации будут наиболее эффективными, а быстро меняющаяся система взаимосвязей станет понятной для анализа и прогнозирования ее дальнейшего развития. Поэтому тема этого масштабного мероприятия звучала как “Новая экосистема образования”, и для каждой группы участников, по словам директора, был создан свой “сценарий интеграции” в деловую программу салона. Ее, как и выставочную часть (порядка 400 экспонентов), разделили на восемь кластеров по всем уровням и форматам обучения, включая дополнительное, инклюзивное и непрерывное, а также по государственной политике в этой сфере. На круг­лых столах и в ходе панельных дискуссий выступили порядка тысячи экспертов, включая иностранцев из 75 государств мира. Свои стенды на выставке ММСО представили вузы и другие образовательные структуры, компании-работодатели, разработчики и производители технологий, продуктов и сервисов для сферы образования, органы власти, благотворительные, общественные организации и институты развития. 

Салон, как и в прошлом году, проходил под патронатом Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры ­(ЮНЕСКО). Его зарубежными партнерами выступили крупнейшие образовательные выставки: Didacta (Германия), Bett (Великобритания), а также Европейский салон образования (Франция). 
Одним из ключевых событий первого дня ММСО стал совместный форум Минобрнауки РФ и Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании с участием главы министерства Ольги Васильевой и ее коллег из Республики Корея, Монголии, Бурунди, Палестины, Ирана и других стран. Соорганизаторами встречи выступили фирма “1С” и компания Huashi Education (ведущий провайдер ИКТ-решений для китайских школ). Речь шла о влиянии ИКТ на образовательные процессы в мире и развитие этих технологий в странах-членах ЮНЕСКО. 
— В наших общих интересах — сосредоточить усилия на таких важных направлениях, как дошкольное и профессиональное образование, создание инклюзивной среды в учебных заведениях, подготовка преподавателей для всех уровней обучения. Уверена, что особая роль здесь принадлежит эффективному применению информационно-коммуникационных технологий, — отметила Ольга Васильева. Министр представила российский интернет-проект “ПроеКТОриЯ”, который помогает школьникам сориентироваться в профессиях, дает возможность попробовать себя в решении реальных производственных задач вместе с ведущими учеными и преподавателями вузов, присоединиться к открытым урокам в режиме онлайн с участием руководителей страны и отечественного бизнеса, прослушать лекции и мастер-классы и т.д. На связь со школами работодатели выходят дважды в месяц, рассказывая им о разных отраслях экономики, новых технологиях, и каждый такой урок набирает более пяти млн просмотров в соцсетях. Министр также сообщила, что в 2017 году Российская Федерация внесла добровольный взнос в объеме более 1 млн долларов США на развитие проектной деятельности Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. По ее словам, к 2025 году онлайн-обучением должны быть охвачены 11 млн россиян. 
Руководитель отдела по ИКТ в образовании (сектор образования ЮНЕСКО) Миао Фенгчунь говорил о формировании политики в области открытых ресурсов, тесном сотрудничестве институтов ЮНЕСКО с представителями IТ-компаний, организации мастер-классов и семинаров, которые помогают проводить эту политику в жизнь и распространять информацию о подобного рода источниках получения знаний. 
— Сейчас мы находимся на переднем крае этой работы, проводимой ради достижения четвертой из целей устойчивого развития, поставленных ООН к 2030 году, — обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех. Институты, сотрудничающие в рамках ЮНЕСКО, готовы помогать странам во внедрении ИКТ в систему образования, — заверил спикер. Он, в частности, сообщил, что глобальные и региональные исследования (включая PISA) свидетельствуют о заметном влиянии этих технологий на успешность обучения на всех уровнях. Кроме того, ИКТ положительно воздействуют и на формирование “навыков XXI века”, и на обновление инфраструктуры образовательных систем. В Китае такие технологии используют не только для сбора, верификации и оценки данных, но и фиксации кризисных ситуаций в социальной сфере и прогнозирования их последствий. 
— Без современного научно-информационного аппарата не получится, к примеру, правильно подобрать учебные программы для детей беженцев или устранить барьеры, мешающие школьникам в удаленных районах подключаться к мобильным сетям и пользоваться онлайн-сервисами, — пояснил представитель ЮНЕСКО. 
Вызовы, которые новые тренды и технологии ставят перед образованием, обсуждались практически на всех мероприятиях кластера “Высшее образование”. Так, на панельной дискуссии “Образы университета будущего” ректор Вятского государственного университета Валентин Пугач на примере своего вуза обозначил проблемы, возникшие в ходе многолетней работы по внедрению электронного дистанционного образования. После формирования инфраструктурной и кад­ровой базы (интернет-порталы, технические службы, тьюторы) университет вышел на этап формирования образовательного контента, создал библиотеку онлайн-курсов. И оказался в ситуации жесткой конкуренции с ведущими вузами, которые сегодня все шире предлагают свои ресурсы для бесплатного обучения, причем нередко на нескольких иностранных языках.
— Два года назад на Ученом совете мы решили, что никогда не угонимся за лидерами, имеющими куда большие финансовые и иные возможности заниматься этим профессионально. Поэтому преподавателям, завкафедрами и деканам была поставлена задача сконцентрироваться на маркетинге онлайн-курсов и электронных компонентов, уже существующих в стране и мире, — рассказал лектор. При этом у сотрудников возникают психологические барьеры из-за опасений, что найденный ими качественный контент станет причиной сокращения либо рабочей нагрузки, либо их самих. С другой стороны, социологические опросы студентов говорят о том, что в большинстве своем (включая самых продвинутых) они предпочитают непосредственно общаться со своим преподавателем и задавать ему вопросы “вживую”. 
Перспективы развития этой ситуации, по мнению ректора, не радужны. Региональным вузам, возможно, вскоре придется конкурировать за студента с электронным контентом уже не только отечественных, но и зарубежных “монстров” образования, причем в неравных условиях — с изношенной базой, недофинансированием и “вымыванием” лучшей профессуры. 
О цифровой трансформации общества говорили в том числе на круглом столе “Технологический взрыв и образование”. Проректор по развитию Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Дмитрий Земцов, представивший там основные образовательные проекты ДВФУ, уверен, что стратегическая роль в этом процессе принадлежит университетам, — именно они должны помочь технологическим компаниям сформировать видение будущего и подготовить специалистов с новыми компетенциями. 
Сегодня вузам нужна мотивированная и настроенная на проектное обучение молодежь, поэтому темы выявления талантов, применения современных технологий для ранней профориентации и повышения квалификации учителей, поддержки инновационного творчества школьников и студентов, персонализации образования и т.д. определили тематику целого ряда программных дискуссий каждого из кластеров ММСО. Кроме того, эксперты обсудили новые подходы в управлении образовательной сферой, вопросы, связанные с взаимодействием университетов и бизнеса, проблемы обучения специалистов в области блокчейна, которых университеты пока не готовят, а также привлечения инвестиций в отраслевые проекты. 
Одним из наиболее значимых событий форума стал запуск новой стратегической инициативы Агентства стратегических инициатив (АСИ) “Кадры будущего для регионов” в шести пилотных регионах России. В рамках этого проекта активные и развитые школьники от 14 до 17 лет, настроенные на участие в развитии своего региона и прошедшие этапный конкурсный отбор, получат наставников, под руководством которых они смогут реализовать индивидуальные образовательные программы в разных направлениях социальной и экономической деятельности. В 2019 году на площадках Всероссийского форума “Наставник”, образовательного центра “Сириус” и международного центра “Артек” состоятся презентации индивидуальных и групповых проектов и инициатив, подготовленных этими старшеклассниками в ходе обучения. Первым договор с агентством заключил на ММСО губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. К проекту также подключатся Московская область, Пермский край, Республика Татарстан, Тульская и Тюменская области. В этом году в него войдут еще несколько субъектов РФ, а в случае успешной апробации за несколько лет инициативой АСИ будут охвачены все 85.
Татьяна ВОЗОВИКОВА
Фото Николая СТЕПАНЕНКОВА

 

Нет комментариев