В этой жизни. Молодые инноваторы меняют российские реалии.

В России немало молодых людей, способных не только креативно мыслить, но и воплощать свои идеи в реальные дела ради развития родного города, региона и страны в целом. Это утверждение стало лейтмотивом круглого стола “Российская система профессионального образования: возможности для раскрытия личности и подготовки квалифицированных специалистов для инновационной экономики”. Мероприятие состоялось в Ледовом дворце города Коломны в рамках всероссийского конкурсного проекта “Моя страна — моя Россия”. Он реализуется с 2005 года, и ежегодно участники — студенты, аспиранты, молодые ученые — представляют на его региональных этапах более трех тысяч проектов. На заседании круглого стола присутствовали порядка 80 человек из 47 регионов Российской Федерации, включая чиновников из структур государственной власти и местного самоуправления, а также экспертов в области образования и науки. Перед собравшимися выступили представители Минобрнауки РФ и комитетов Государственной Думы. Эти органы содействуют проведению конкурса и входят в число его организаторов наряду с Общероссийским союзом общественных объединений “Молодежные социально-экономические инициативы” и другими структурами.
Конкурс, инициированный гражданским обществом, стал примером поддержки начинаний “снизу” со стороны власти. Как образно выразился депутат Госдумы Николай Булаев, сегодня этот “ребенок уже вполне жизнеспособен, развивается”, поэтому игнорировать и не поддерживать его нельзя. Со своей стороны он пообещал, что существующие пока еще организационные проблемы, в частности касающиеся финансирования, будут преодолены.
Председатель Комитета ГД по образованию Александр Дегтярев, выступивший на круглом столе с докладом о перспективах развития системы образования, назвал нынешнюю ситуацию, когда, по его словам, “регионы, по сути, занимаются подготовкой квалифицированных кадров для тех, кто акционировал государственную собственность и сбросил эту проблему на плечи государства”, вызовом времени. К конкурентным преимуществам нашей образовательной системы он отнес ее “способность к выживаемости при всех переменах и трансформациях”. В числе новейших документов, определяющих государственную политику в области образования и науки, депутат упомянул майский пакет указов Президента РФ, а также новый Закон об образовании, проект которого “в ближайший месяц поступит в Госдуму” и после принятия станет ориентиром примерно на два десятилетия. В то же время Александр Дегтярев отметил, что “долгосрочной программы устойчивого развития российской системы образования нет”. Он обратился к конкурсантам как к представителям “новой генерации образовательного менеджмента” с предложением: “Давайте разработаем государственную доктрину национального образования России. Начинайте ее писать, завтра мы вас поддержим”.
Принять участие в создании новой организации менеджмента вузов призвал молодых инноваторов и директор Департамента развития профессионального образования
Минобрнауки РФ Геннадий Шепелев. Он напомнил, что сегодня в процессе получения ВПО так или иначе участвуют 15-20% населения страны, включая учащихся и членов их семей. При этом количество выпускников школ за последние восемь лет сократилось вдвое, а бюджетное обеспечение студентов выросло в четыре раза. Новые условия требуют и новых, инновационных подходов к повышению эффективности вложений в профессиональное образование, “трансформации системы под задачи страны”.
По словам Геннадия Шепелева, сегодня демографические проблемы заставляют работодателя “вспомнить о вузах”, и эту возможность надо суметь грамотно использовать. Стратегии университетов с учетом их задач в конкретном регионе и стране, как констатировал руководитель департамента, пока оставляют желать лучшего. Он сообщил, что на министерский конкурс программ стратегического развития многие университеты представили не документы, по которым можно реально работать, а “некие беллетристические упражнения”. По завершении мероприятия было решено организовать для ректоров и проректоров 55 вузов-победителей учебу по совершенствованию таких программ с привлечением соответствующих специалистов из авторитетных организаций и проведением зарубежных стажировок.
В ряду первоочередных задач докладчик также назвал анализ интересов всех участников рынка труда, а также исследование конкурентоспособности наших вузов. Последнее особенно актуально в свете грядущего вступления РФ в ВТО. Кроме того, Геннадий Шепелев напомнил, что государственные университеты теперь должны учитывать и возросшие возможности своих российских конкурентов: в этом году впервые по итогам конкурса за контрольные цифры приема бюджетное финансирование по программам высшего профобразования получили 54 негосударственных вуза.
Эффективным опытом подготовки востребованных специалистов поделились представители ряда вузов, в том числе ректор Московского государственного индустриального университета (МГИУ), член оргкомитета конкурса и модератор круглого стола Валерий Кошкин. По его мнению, студенческая практика должна составлять значительно большую часть учебной нагрузки, чем это предусмотрено новыми ФГОС (4%). Ректор МГИУ рассказал, что удовлетворить потребность работодателей в выпускниках с опытом работы университету удается за счет увеличения этого показателя до 17% и плотного взаимодействия с предприятиями. С учетом их интересов студенты готовят курсовые и выпускные квалификационные работы, старшекурсники совмещают работу в течение полного рабочего дня с учебой по вечерам. В результате они имеют гарантированное трудоустройство и существенную прибавку к основной стипендии. Работодатель, в свою очередь, получает возможность отбора молодых специалистов, соответствующих его потребностям, и решает кадровую проблему.
Михаил Вавилин, представлявший победителей всероссийского конкурса в номинации “Реализованные проекты”, рассказал о результатах одного из начинаний, которые уже получили практическое воплощение в городах и регионах и дали очевидный социальный либо экономический эффект. Михаил — аспирант Казанского федерального университета и руководитель проекта “Молодежный центр планирования карьеры”, успешно развивающегося на протяжении трех лет и получившего поддержку со стороны власти, органов юстиции и банковского сообщества Казани. Содействуя кадровой политике государства, центр решает многие задачи: участвует в формировании кадрового резерва, в разработке и реализации программ содействия занятости, занимается правовым просвещением молодежи. Сегодня подобные центры могут быть созданы в любом регионе.
“Мы стремимся интегрировать вузы, работодателей и молодежь, поддерживаем людей, которые хотят продвинуться в карьере, помогаем подготовить проект и реализовать его в конкретной компании”, — сообщил Михаил. Он также рассказал о мероприятиях, организуемых центром, в том числе в масштабах республики, и об инициативах, которые будут осуществлены в ближайшем будущем. К примеру, о формировании молодежного резерва на базе вузов и создании сайта, где работодатели смогут познакомиться со студенческими анкетами.
Перспективность всероссийского конкурса оценил директор Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Минэкономразвития РФ Артем Шадрин, отметив, что он “может стать основой для развития практики обучения подготовке проектов социально-экономического развития”, острую нехватку которых сегодня не может компенсировать даже достаточный объем бюджетных средств и институтов внедрения.

Татьяна Возовикова
Фото автора

Нет комментариев