Изучая, защищать. Поколение Z подвергнут масштабному исследованию.

Государство высоко оценивает потенциал Российской академии образования (РАО) и отводит ей важную роль в противостоянии серьезным вызовам современной эпохи. Об этом на Общем собрании членов РАО говорили представители высших структур власти нашей страны. Заместитель руководителя администрации Президента РФ Магомедсалам Магомедов напомнил, что в указе “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года” образование названо одним из ключевых направлений, а вхождение России в первую десятку стран мира по качеству реализации общеобразовательных программ — одной из главных целей на означенную перспективу. 

— Уверен, что Российская академия образования обладает достаточным потенциалом, чтобы включиться в решение задач, поставленных руководителем государства, — подчеркнул спикер.
За плодотворное взаимодействие с депутатами поблагодарила членов РАО первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова. Она, в частности, отметила, что идея академии о создании рабочей группы по обеспечению психологической безопасности образовательной среды была поддержана главой СФ Валентиной Матвиенко и первая встреча участников этой команды должна состояться уже в конце текущего месяца.
“Весьма удовлетворительным” назвал директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ Андрей Петров уровень сотрудничества министерства и РАО:
— Мы одинаково понимаем существующие проблемы и вместе пытаемся их решать, — констатировал чиновник, добавив, что структурные изменения, происходящие сегодня в системе управления образованием, не отменяют стоящих перед ней задач.
О том, что ответы на вызовы современности, угрожающие гармоничному формированию молодого поколения, необходимо искать всем мировым образовательным сообществом, говорил в своем выступлении президент Международного союза психологической науки при ЮНЕСКО доктор Сазасивэн Купер. Он упомянул о влиянии цифровых технологий, нестабильности семейных отношений и других факторах риска, с учетом которых значение всех уровней образования трудно переоценить.
— Наши дети должны понимать проблемы, с которыми мы сегодня сталкиваемся. Реальность гораздо сложнее, чем картинки, которые нам рисуют средства массовой информации, — сказал представитель ЮНЕСКО. 
Знания — это еще и важнейшее конкурентное преимущество, а уровень конкурентоспособности системы их передачи определяют современные технологии и компетенции. Это подчеркнула президент Российской академии образования академик Людмила Вербицкая, посвятившая свой отчетный доклад развитию РАО как ведущего международного эксперта, научного, научно-методического и образовательного центра, деятельность которого направлена на решение приоритетных задач. Это требует усиления кадрового состава академии, и, как сообщила ее президент, вскоре ряды ее коллег пополнят пять академиков и 10 членов-корреспондентов РАО: проект соответствующего постановления уже внесен в Правительство РФ. По словам Людмилы Вербицкой, руководимая ею организация активно участвует в реализации таких значимых для страны документов, как Стратегия научно-технического развития и Стратегия развития инновационного общества. 
— Развивать образование в нашей стране можно только с опорой на мощные фундаментальные исследования. Отмечу, что, несмотря на сокращение финансирования программы фундаментальных исследований на 2013-2020 гг., в той ее части, координацию которой осуществляет РАО, научные коллективы сохранили тематику работ в рамках всех направлений и в целом достигли плановых показателей, — подчеркнула президент РАО.
Одной из основных задач, стоящих перед учеными академии, Л.Вербицкая назвала совершенствование системы подготовки педагогических кадров. Она обратила внимание на кардинальное изменение государственной политики в этой сфере: в частности, был сформирован Совет по развитию непрерывного педагогического образования при Минобрнауки и обновлен состав Координационного совета и Федерального учебно-методического объединения по педобразованию — в него вошли ведущие ученые РАО. 
— Надеюсь, что эта тенденция продолжится, — сказала Людмила Вербицкая.
Говоря об итогах деятельности за прошедший год, она напомнила, что на РАО возложена функция научной экспертизы изменений, которые вносятся во ФГОС, и особо отметила работу коллег по обоснованию содержания общего образования, а также по созданию пакета основных профессионально-образовательных программ для высшей школы. На базе центров РАО (всего их 21) в разных точках страны созданы десять региональных отделений Общества русской словесности, с которым академия плотно сотрудничает. В числе ее партнеров — РАН, правительство Москвы, образовательный центр “Сириус” и др. Члены РАО вошли в Совет по русскому языку при Президенте РФ, участвовали в разработке действующей Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ, инициировали проекты для ФЦП “Русский язык”. Большое поле для деятельности академии ее президент видит в работе по развитию языков народов России. Затронула она и тему обеспечения безопасности образовательного процесса: 
— Здесь необходимо действовать научно-обоснованными методами. На базе академии запущен Федеральный ресурсный центр психологической службы в системе образования для формирования условий позитивной социализации детей и подростков, включая снижение рисков их дезадаптации.
Для повышения эффективности научной деятельности академия создает кластер междисциплинарных исследований мирового уровня в области наук об образовании, включающий лингвистические, нейрофизиологические, молекулярно-генетические, экспериментально-психологические центры и лаборатории, оснащенные высокотехнологичным оборудованием. Основным отделением структуры кластера будет дата-центр. 
— При поддержке Роскомнадзора мы формируем в академии уникальную систему сбора, хранения и конфиденциальной обработки научных данных, так необходимую нам при проведении исследований, — сказала Людмила Вербицкая. — К концу этого года на базе создаваемого дата-центра РАО будет запущен пилотный проект по осуществлению масштабного популяционного исследования детей и подростков, которое в России не проводилось с прошлого века. Наши ученые уже ведут работы по этой тематике, и мы очень надеемся на помощь Правительства РФ и профильного министерства. 
Татьяна ВОЗОВИКОВА
Фото с сайта http://rusacademedu.ru

Нет комментариев