Фактор сближения

— Наши усилия направлены на то, чтобы создать здесь, в динамично растущем Азиатско-Тихоокеанском регионе, мощный центр международного сотрудничества и интеграции, деловой и инвестиционной активности, образования, науки и культуры, — отметил Президент РФ Владимир Путин, выступая на ключевом пленарном заседании IV Восточного экономического форума (ВЭФ). — Создание такого центра, прежде всего, в интересах граждан России, дальневосточников, их благополучия. Он нужен для того, чтобы люди могли в полной мере реализовать себя.  “Региональный” акцент звучал и в дискуссиях участников 7-й Международной конференции АТЭС “Образование в цифровую эпоху: вызовы и возможности для АТЭС”, организованной в рамках форума на площадке Дальневосточного федерального университета (ДВФУ). Низкая доступность образования в удаленных регионах нашей планеты — проблема, которая остается на повестке дня и сегодня, на пороге четвертой промышленной революции. Цифровизация экономик открывает путь к решению этой задачи, как и к новым возможностям в области подготовки кадров, экспорта образования, взаимодействия между странами АТЭС, сотрудничества образовательных, правительственных и бизнес-структур.
— Мы должны использовать преимущества цифровых технологий для обеспечения инклюзивности образования и охвата услугами в этой сфере всех слоев населения, включая наиболее уязвимые, — заявил замминистра иностранных дел РФ Игорь Моргулов в своем выступлении на пленарной сессии “Образование в цифровую эпоху: вызовы и возможности для АТЭС”. 
О прямой зависимости повышения “уровня технологичности” образовательных систем и активизации включения в них жителей удаленных регионов говорил и Стивен Матайнахо, заместитель министра высшего образования, исследований, науки и технологий Папуа — Новая Гвинея. 
— Сотрудничество в области образования позволит улучшить не только экономическую, но и социальную составляющую нашей жизни, — уверен ректор Ханойского государственного университета Нгуен Ким Шон.
Участники конференции высоко оценили возможности ВЭФ как площадки для обмена лучшими практиками и расширения связей. Интересно, что на форуме были представлены системы образования не только государств АТЭС. Там, к примеру, присутствовала делегация, в состав которой включили студентов из ведущих вузов США и специалистов из университетов Лиги плюща (Стэнфорд, Университет Нотр-Дам, Колумбийский, Корнелльский и Брауновский университеты, Принстон и Университет Пенсильвании). В ходе встречи президент РАН Александр Сергеев ознакомил американских гостей с историей российской науки и ее ролью в развитии нашей страны.
Результатом взаимодействия в рамках форума и конференции руководителей ведущих университетов АТЭС и крупных компаний стран-участниц стали решения и документы, расширяющие и закрепляющие сложившиеся партнерские связи. Так, Университет Токай (Япония) открыл в ДВФУ свое представительство, которое, как предполагается, будет способствовать развитию образовательного и научного сотрудничества вузов, обмену студентами и преподавателями. А вскоре и в Токийском университете появится офис нашего ведущего дальневосточного вуза. Еще один пример — создание на базе ДВФУ международной IT-академии совместно с китайской компанией Huawei (производитель телекоммуникационного оборудования). Реализация образовательных программ академии начнется на базе Школы естественных наук ДВФУ уже с текущего учебного года.
Интерес к вузу со стороны зарубежных партнеров понятен. Как, в частности, напомнил на пленарной сессии ректор ДВФУ Никита Анисимов, его университет входит в число ключевых партнеров Университета НТИ “20.35”, и недавно здесь был открыт Центр НТИ по нейротехнологиям и технологиям виртуальной и дополненной реальностей.
В ходе видеомоста Москва — Владивосток на тему: “АТЭС: гуманитарный и межцивилизационный диалог”, организованного в МИА “Россия сегодня” по итогам конференции, руководитель образовательной сети АТЭС Ван Янь рассказал, что его коллеги готовят отчет по образованию в государствах АТЭС и план обмена передовыми практиками. Посол по особым поручениям МИД России Валерий Сорокин сообщил также, что идет проработка концепции деятельности форума после 2020 года и в числе ключевых целей обязательно будут сближение образовательных систем и развитие гуманитарного сотрудничества в целом. 
— Задачи, стоящие перед АТЭС, полностью соответствуют интересам отечественной экономики. У нас накоплен большой опыт в сфере высшего образования, и мы готовы им делиться, — сказал посол. 
Советник руководителя Россотрудничества Дмитрий Гужеля отметил, что наши университеты вносят заметный вклад в образовательное сотрудничество на пространстве азиатско-тихоокеанского сообщества: 
— Ежегодно Российская Федерация приглашает на обучение в рамках квоты более трех тысяч студентов из этих стран. Конкурс — порядка 10 человек на место. Иностранцы выбирают преимущественно такие направления, как инженерия, технические специальности, лингвистика, языкознание, международные отношения.
Он также обратил внимание на то, что помимо ДВФУ, представляющего собой “яркий пример эффективного международного образовательного менеджмента”, на рынках АТЭС работает еще целый ряд университетов Томска, Хабаровского края, Центральной России.
— Взаимосвязь образовательных учреждений становится эффективной только в том случае, если инициатива идет со стратегического уровня, т.е. с “верхов”, — подчеркнул Стивен Матайнахо. Замминистра сообщил, что резолюция по результатам конференции будет представлена в Папуа — Новой Гвинее в ноябре текущего года на итоговом саммите АТЭС лидерам стран-участниц. 
Татьяна ВОЗОВИКОВА
Фото: https://www.dvfu.ru

Нет комментариев